Латвия уравнялась с посткризисной Грецией
Если судить по временным рамкам, начало было совсем не многообещающим: на начало семилетки пришелся ковид, и потому — сокращение населения. Но не было бы счастья, да несчастье помогло — благодаря беженцам с Украины численность населения с 2022 по 2023 год выросла с 1,875 до 1,888 миллиона. Не бог весть что, однако приятно, что график наконец–то пополз вверх.
Что же до доходов населения, то одним из самых конкретных показателей послужит тут коэффициент Джини, который является числом между 0 и 1 (или выражен в процентах — тогда это индекс), где нулю соответствует полное равенство (когда все в стране имеют одинаковый доход), а единице — абсолютное неравенство (когда весь доход имеет один человек, а все остальные — нулевой). Распределение доходов может существенно отличаться от распределения богатства в стране.
Так вот, в Латвии индекс с 2012 по 2023 год поменялся лишь незначительно — с 35,7% до 34,3%. Последняя цифра практически равна показателю Греции в 2017 году. То есть мы живем примерно так же, как пораженная кризисом, но уже вставшая с колен Эллада.
Хотя целевым показателем было — 30%, что тоже довольно скромная амбиция, то есть желание жить, как в Хорватии (пережившей в 1990–е разрушительную войну!).
По части ВВП на душу населения ЛР существенно просела в 2021 году, и потому к прошлому году все еще не достигала обозначенной задачи в 27 000 евро. Но и 26,1 тысяча, как в прошлом году, тоже неплохо — чуть больше, чем у Словакии. Вообще же наши планировщики собирались поместить страну на ровное 30–е место в мире по развитию — сейчас пока мы пока ближе к 40–му. Однако прогресс налицо: с 48–го десять лет назад переместились на 39–е место.
Латвийские дети, вступающие во взрослую жизнь, ныне на 5/6 могут быть уверены, что не попадут в категорию бедных. Десятилетие назад такая опасность была существенно выше — у четверти молодого поколения.
"Производительность во всех отраслях"
Данный девиз, включенный в заголовки презентации чиновников Государственной канцелярии, очень напоминает лозунги времен плановой экономики: "За высокое качество труда на каждом рабочем месте". Однако если уж применять классические формулировки, то можно вспомнить и эксплуатацию по Марксу. Так или иначе, пожелание "смены привычек", что "трудно, но помогает достичь целей", явно не относится к стилю жизни госчиновников, зарплаты коих растут регулярно, в отличие от объема работ и компетенций.
Вся же страна действительно вынуждена как–то крутиться, и в итоге с 2012 по 2023 годы производительность труда выросла с 53,8 до 63,1 процента от средней по ЕС. Ожидается, что к окончательному году NAP она будет уже 68%, т. е. превысит две трети от среднеевропейской.
И к 2027 году Латвия будет иметь 80% внутреннего валового продукта от уровня Евросоюза. Рост за последнее десятилетие здесь составил 10 процентных пунктов — начали с 61% и закончили 71%.
"В целом есть позитивное движение к достижению целей"
Оценивая стратегическое направление ЛР, Госканцелярия отметила умеренный прогресс: "Однако беспокоящие тенденции заметны в показателях численности населения и отпечатков экологического следа".
"ВВП на одного жителя в сравнении со средним показателем ЕС растет медленно и только постепенно происходит социально–экономическое выравнивание (когезия) с самыми развитыми государствами–членами ЕС".
Наибольшие достижения NAP, полагают правительственные эксперты, достигнуты в категориях "Сильные поколения семьи" и "Капитал и предпринимательская среда". Наряду с этим существенно снизились показатели рождаемости: "Как причина могут быть ощущение неуверенности в обществе (период пандемии Covid–19, торможение экономики, полномасштабное вторжение России в Украину, геополитическая ситуация)".
Но вообще семейные люди и бизнесмены у нас просто герои. Ибо действуют в условиях довольно критических. Тут представители госсектора покритиковали сектор финансовый: "Недостаточное и падающее банковское кредитование, а также слаборазвитый рынок капитала препятствуют привлечению инвестиций в расширение предпринимательской деятельности и замедляют быстрейшее развитие народного хозяйства".
Мы, латвийцы, доверяем друг другу
Стакан Национального плана развития, по оценке аналитиков, более полон, чем пуст — у 54,1% целей имеется "высокая вероятность достижения". Одновременно следует акцентировать усилия на направлениях: "Централизованный для человека уход за здоровьем", "Качественное, доступное, включающее образование", "Природа и среда — зеленый курс". Там, увы, все еще имеется "крупнейший удельный вес тенденций негативного развития".
"Должна быть целенаправленная политика увеличения взаимного доверия общества и уменьшения риска бедности и неравенства (доходов, территориального)" — постулирует Госканцелярия. Золотые слова, но здесь нужно напомнить, что именно руководитель Госканцелярии Янис Цитсковскис завизировал пресловутые полеты экс–премьера Артурса Кришьяниса Кариньша. Хотя миллион на командировки главы правительства тоже не пропал втуне — ведь в данных Eurostat фигурирует и оборот средств государственного управления.
Председатель Комиссии по долгосрочному развитию Угис Митревицс (Национальное объединение) напомнил, что NAP будет рассматриваться и на особом заседании парламента. Вместе с тем политик указал, что эксперты по многим индикаторам оперируют слишком старой информацией. От бывшего премьера уже просили пересмотреть методику работы с данными. И то сказать: в годину СССР все сравнивали с 1913 годом, и получалось даже ничего так.
Петерис Вилкс, со своей стороны, польстил депутатам: "Хорошо, что у нас есть платформа, где это обсуждать". В прошлом году NAP вообще не смогли проконтролировать, поскольку наступила отставка правительства. А ведь замерять это "создатели политики и координаторы действий" должны по 146 категориям! В любом случае, считает представитель Госканцелярии, достижения имеются "достаточно удовлетворительными".
Владиславс Весперис констатировал, со своей стороны, что подлинное место Латвии в глобальной конкуренции определить довольно сложно — "синтетические индексы" готовятся разными международными организациями. Так что приведенные вашим автором сравнения родного государства с южной Европой можно признать лишь субъективной оценкой.