Однако на карте ЛР становится все меньше доступных по цене мест ночлега — отрасль гостеприимства, по которой больно ударили сначала ковидобесие, а потом военная паника, по–прежнему находится в кризисной ситуации.
Почему Латвия не Литва
Подкомиссия Сейма по противодействию теневой экономике разбирала на прошлой неделе тему, которая вроде бы далека от привычных аспектов, связанных с преступными деяниями — а именно сельский туризм. Ассоциация Lauku Ceļotājs в лице председателя Аснате Зиемеле, обратилась к главе парламентского органа Линде Матисоне ("Объединенный список") с жалобой на административные инстанции.
* Во–первых, сельских хозяев, обеспечивающих ночлег, питание и увеселение для путников, беспокоит требование вести налогообложение работников неполного рабочего времени по официальной минимальной ставке. Сфера гостеприимства просит распространить на свой персонал нормы, касающиеся временных сельхозрабочих, что позволит трудоустраивать их только на определенные дни.
* Во–вторых, туристических предпринимателей не устраивает работа Группы совершенствования и координации налоговой политики, куда не включены представители бизнеса, что "заставляет двигаться в серую зону из–за неэластичности системы и отраслевой специфики".
* В–третьих, вызывают тревогу требования Службы государственных доходов зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС всем, кто рекламировался через иностранные платформы — Booking.com, Air B&B, Google и т.д. "По этому вопросу с СГД общего решения не нашли", — констатируют сельские отельеры.
Фискальное ведомство требует уплаты налогов на добавленную стоимость со всех доходов 2023 года, "что для мелких предпринимателей означало бы банкротство". Про "амнистию", которую просят провинциальные кемпинги и гостевые домики, СГД "не желает слушать".
"Сравнивая ситуацию наших предпринимателей с другими государствами, хотим указать, что с латвийской налоговой политикой мы находимся в худшей конкуренции против других государств ЕС, также с Литвой, где налоговый вопрос решается намного дружественней к малым предпринимателям и более соответственно размеру предпринимательской деятельности", — указано в обращении Lauku Ceļotājs.
К примеру, в Германии и Австрии места ночлега с числом кроватей менее 10 могут быть зарегистрированы как предприятия бизнеса — но на них не распространяются никакие иные налоги, кроме подоходного.
СГД объявило о своем нейтралитете
Справедливости ради отметим, что налоговики изучили претензии и отметили, в частности, что "у СГД нейтральное отношение к любой продолжительности трудовых отношений и виду занятости (полной или неполной рабочей ставке)". Предприниматели по–прежнему имеют возможность принимать персонал на временной основе. "В этом случае налоги будут считаться с рассчитанной за конкретный период зарплаты, а не с минимальной месячной…"
Если Государственное агентство социального обеспечения (VSAA) производит, по мнению предпринимателей, необоснованный расчет соцналога, то нужно требовать переоценки.
Что же касается налога на добавленную стоимость, то, указывает СГД, "в настоящее время спустя 6 месяцев после регистрации периодом таксации НДС в регистре плательщиков СГД является квартал, если объем облагаемых сделок за прошлый или текущий год не превышает 50 000 EUR, не проводится поставка товаров плательщикам НДС, зарегистрированным в других государствах–членах ЕС и не оказываются услуги…"
Вот как раз относительно последнего вида экономической активности нужно побеспокоиться заранее: "Если осуществляющий хозяйственную деятельность планирует разместить рекламу на иностранных платформах резервации, то надо регистрироваться в регистре НДС до сделки". "СГД не вправе создавать исключения в нормативных актах НДС и обещать так называемую "амнистию" всей ассоциации за предыдущий период, ибо они разработаны и основаны на директиве ЕС".
Госпожа Зиемеле руководит ассоциацией сельского туризма более 30 лет, в ее составе около 500 предпринимателей — как мест ночлега, так и питания, малых производителей продуктов. Все эти участники рынка сейчас ищут клиентов через цифровые платформы: "Если тебя нет там, тебя нет вообще". Разумеется, с директивой ЕС в Lauku Ceļotājs знакомы.
На одной волне
Портрет сельского предпринимателя весьма пестрый — там есть люди разных возрастов, социального положения. Имеются те, для кого это только приработок, и те, кто пускает гостей в свой единственный сельский дом, где не производятся особые инвестиции — просто поддерживается порядок. Для наших деревенских жителей даже ежеквартальная отчетность представляет административную нагрузку. В качестве примера Аснате Зиемеле провела огромное количество селян Франции, у коих можно переночевать: "Государство оставляет их в покое". В Эстонии годовой оборот, ниже коего можно работать без НДС — 40 000 евро.
— В стороне Мерсрагса есть те, кого слишком громко называть бизнесменами, — прокомментировал депутат Артурс Бутанс (Национальное объединение). — Просто люди на выходные сдают свою собственность.
— Мне бизнесмены звонили и говорили, что они ликвидируют свое предприятие, — отметила Аснате Зиемеле.
Руководитель отдела Службы госдоходов Эдгарс Бисениекс на заседании подкомиссии Сейма утверждал, что налоговики с бизнесом — "на одной волне". Однако он указал, что есть те, кто "противозаконно не зарегистрировался", перед тем как начать рекламироваться за рубежом.
Со своей стороны, директор Департамента косвенных налогов Минфина Солвита Амаре–Пилька пообещала, что решения об упорядочении предпринимательской среды в сельском туризме будут найдены. Жаль, однако, что проблему решат к концу 2024 года — то есть после окончания сезона…