Со всех волостей…
Но все же мы живем. И, как всегда, в нынешней программе, идущей до 6 ноября, есть все — концерты, литературные чтения, выставки, экскурсии, лекции, мастер–классы, программа для детей — до ста мероприятий. Кроме Риги участвуют Юрмала, Резекне, Даугавпилс. Программа готовилась, понятно, заранее, но внезапно введенные ограничения внесли свои коррективы.
Фестиваль в фестивале — "Балтийская строфа" — как обычно, ознаменовался выходом международного литературного альманаха "Письмена", где есть стихи и вашего автора. Конечно, нынешний его, девятый, выпуск должен был появиться в печати в апреле и на "Балтийскую строфу" должны были съехаться поэты со всего мира, но хорошо, что на два дня поэтических чтений собирались залы — насколько уж дозволено по нынешним временам.
И то сказать, на 300 страницах альманаха встретились стихотворцы из множества объединений и союзов — Балтийской гильдии поэтов, Союза писателей Латвии, Международного конкурсного портала STIHI. LV, Союза литераторов "Светочъ", Международной ассоциации писателей, Творческого объединения "Барды.LV", группы "Невгин". В раздел "Родная речь" вошли стихи российских авторов, а в "Ганзейские берега" — поэтов из городов Ганзы, куда входит и Рига. Есть раздел стихов для детей "Серебряная звезда", который составили известные, уважаемые поэты.
Ответственный за выпуск составитель альманаха, член оргкомитета Дней русской культуры поэт Юрий Касянич, предваряя сборник, заметил с тревогой, что весенний и нынешний карантин — это полбеды. Страшнее другое — переписывание и подчистки истории, монументоборчество, охватившее полмира, стремительное сужение поля ценностей, накопленных тысячелетиями.
Сакральное искусство
— Литературные встречи в это время переносились и отменялись, но стихотворцы не стушевались — организовывали флешмобы, перекличку в ZOOM, — заметил Юрий. — Порадовали итоги литературной премии "Поэзия" в номинации "Стихотворение года". Поэзия — это все–таки сакральное искусство.
Все переживали радость встречи и наслаждались звучанием поэтического слова — наконец–то! Оно звенело в зале Балтийской международной академии и конференц–зале Дома Москвы.
О своих встречах с известными людьми рассказывал детский поэт, прозаик и художник Владимир Новиков, показывал дружеские шаржи на них со стихами, свои задушевные щемящие строки пела под гитару Елена Журович–Романенко, исполнила и "Петербургский вальс" на слова своего супруга Николая Романенко. Строки ее стихотворения "Письмена" (как название сборника!), отматывающие клубок жизни назад, нельзя читать без слез: у всех были такие оставившие в памяти свет бабушки Фени и Феклы — и родители, полные заботы и красоты.
Задержавшись в своей клинике, пожаловал, а после вышел к микрофону и доктор Романенко — люблю его исповедальные, теплые строки, рождающие и утверждающие надежду и веру в самых, казалось бы, непреодолимых обстоятельствах. А может, так они только и утверждаются?
Об осени и палитре чувств и настроений прочла стихи Александра Бандурина, Ирина Зиновчик философски и как–то неожиданно переосмыслила сказку Анны Саксе "Белокрыльник". Юрий Касянич читал из своей "Тюльпандемии" — как будто о саде и лесе, а на самом деле — о нас в такое нелегкое время.
И юмор, и фразеологизмы
Заявку на звание серьезного, зрелого поэта сделал дебютант сборника Александр Живец, папа актрисы Рижского русского театра им. М. Чехова Натальи Живец. Знакома с ним несколько лет, а о том, что он пишет достойные стихи, не знала.
Поющий поэт Евгения Ошуркова на этот раз пришла без гитары и просто почитала свои кружевные строки. Выходили к микрофону Милена Макарова, Ольга Редкова.
А Саша Бандурина неожиданно предложила почитать строки тех авторов сборника, которые не смогли приехать — Владимира Фельдмана, Фаины Осиной. Мы с удовольствием это сделали и вспомнили своих задушевных коллег.
Владимир Ореховский внес нотку юмора — его, казалось бы, сотканные из простых слов сатирические стихи звучали философски и обобщающе, и главное — вызывали добрую улыбку.
Ваш автор не очень любит читать свои стихи — если есть Пушкин, какой в них смысл? Но если уж читать, то так, чтобы доходили до каждого сердца.
Наш коллега журналист Карен Маркарян, который выпустил уже четыре книжки детских стихов, взял на себя важную филологическую и культурологическую миссию — поведать в стихотворении современным детям о смысле наших русских фразеологизмов, выкованных веками опыта наших предков. "Не разлей вода", "Друг ситный", "Не видать ни зги", "Ждать у моря погоды" и другим устоявшимся выражениям он посвятил немаленькие стихи.
Неутомимый Володя Новиков на протяжении обоих вечеров неустанно рисовал шаржи на выступавших, а потом дарил их.
Если вы откроете альманах на последней странице, увидите самую последнюю строчку из всего напечатанного, которая рождает надежду: "…В них засияло солнце, и мир воскрес!" Так Светлана Семенова написала в своем стихотворении "Осеннее".
Наталья ЛЕБЕДЕВА.