Свидетелями при венчании были младший брат поэта Лев, отец и мать невесты, князь Петр Вяземский. Посаженым отцом невесты был И. А. Нарышкин, сенатор, тайный советник, дядя невесты, посаженой матерью — А. П. Малиновская, жена начальника Московского архива иностранных дел. Посаженым отцом жениха был князь П. А. Вяземский.
В 1828 году Пушкин увидел на балу в доме на Тверском бульваре прекрасную незнакомку в белом платье, с золотым обручем на голове — ей минуло 16 лет. Ее представили Александру Сергеевичу. "Голова моя закружилась, и я просил ее руки…" — вспоминал он.
Необыкновенно выразительные глаза Натали, ее очаровательная улыбка и простота в общении покоряли всех: "Я восхищен, я очарован, точнее я огончарован!", и "С какою гордостью небесной земли касается она!.."
Но родители возлюбленной поэта поначалу воспротивились свадьбе — Пушкин трижды сватался к Гончаровой. Свадьба висела на волоске из–за ссор с ее матерью. Последовал отказ, и поэт уехал в действующую армию на Кавказ. Шедевр "На холмах Грузии" рождается именно в те дни.
Из письма Пушкина к родителям: "Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определяет мою судьбу… Я намерен жениться на девушке, которую люблю уже год. Прошу вашего благословения…"
Помолвка состоялась 6 мая 1830–го. Но свадьбу снова отсрочили. Пушкин уехал в Болдино, чтобы уладить дела с наследством, но тут снова препятствие — эпидемия холеры.
"Наташа, мой ангел! Участь моя решена, я женюсь!" — писал поэт невесте. Но неожиданно ее мать заявила, что свадьба откладывается, у нее нет денег на карету… Пушкин оплатил эти расходы. Во избежание лишних трат венчался во фраке своего друга Павла Нащокина.
— Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив! — восклицал поэт.
…Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Во время обряда венчания Пушкин случайно задел аналой, и с него упали крест и Евангелие. При обмене кольцами одно из них упало — и к тому же погасла свеча. Поэт посчитал это дурным знаком…
"Бывают странные сближенья", — напомнила строку поэта сопредседатель Пушкинского общества Латвии Светлана Видякина:
— Согласно последним исследованиям историка–пушкиниста Ларисы Черкашиной по биографии жены Пушкина, легендарный Ратша стал ее предком в 21–м колене. А от Ратши берет начало и пушкинское родословие — поэт приходился ему потомком в 20–м колене. Об этом мы помним еще со школы: "Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил…"
Совпадение почти невероятное — трижды (!) родословие поэта пересекается с родом его избранницы, словно все было предопределено для их будущего союза. И даже основатель фамилии Пушкиных— небезызвестный Григорий Пушка, тоже был одним из предков Натальи Гончаровой. И Загряжские, и Гончаровы тоже были не последними фамилиями в истории. Еще в пору своего жениховства поэт писал в своих болдинских набросках, "что никогда не женится или возьмет за себя княжну рюриковой крови…" и по его же признанию, он "счастлив был породниться с Гончаровыми".
Судьбой было назначено Наталье Гончаровой стать госпожой Пушкиной. "Мне без тебя так скучно, так скучно, что не знаю куда головы приклонить…" — писал поэт жене. "Одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось".
Наталья ЛЕБЕДЕВА.