Напишу откровенно! Если честно, то просто, господа и дамы, обрыдло: если латыш, то непременно… нацист. Кто выдумал такую «теорию»? Малообразованные, полные ненависти к прибалтам люди? Какой смысл их слушать? В любом государстве есть как и националисты, так и доброжелательные, адекватные люди. Поверьте, латвийцам пришлось испытать много горя, пройти километры боли, постоянных оправданий… И остаться людьми. Грех так говорить! Грех все это слушать!
Харий Янович Лиепиньш. Латвийский актер. Народный артист СССР. Более того, кавалер высшей награды Латвии – ордена Трех звезд. Огромного таланта артист.
Многие помнят культовый сериал «Долгая дорога в дюнах»… И помнят как блестяще сыграл Харий Янович адвоката Освальда Крейзиса. Помнят и такие картины с его участием, как «Ватерлоо», «Кремлевские куранты», «Подарок одинокой женщине», «Ключи от рая».
Латвия – небольшая страна и все друг друга знают. Особенно, когда общаешься в одной «тусовке», как принято сегодня говорить: я очень хорошо помню, как по приглашению Хария Яновича мы с мамой-врачом ходили на спектакль «Ричард Третий», где актер сыграл главную роль. Просто фантастическая игра! А его бесподобный Дон Кихот в одноименном спектакле!
Я понимаю, что это его работа, но из того небольшого общения, я не помню, чтобы Харий Янович «пылал» ненавистью к «нацменьшинствам». Не помню! Юмор -да! Доброжелательное общение – да! Уважение к людям -да! Иногда, правда, в его глазах «читалась» боль… Возможно, память настойчиво возвращала Хария Яновича в прошлое, где была война, Воркута и возвращение к жизни.
Сегодня принято (почему-то?) прибалтийцев «записывать» в нацисты… И не поленились же мои коллеги из некоторых российских изданий, к сожалению, не разбираясь, написать, простите, помои на мертвого человека: Харий Янович скончался 3 августа 1998 года. Сердце остановилось.
В чем некоторые мои коллеги из России «обвиняют» актера Лиепиньша?
В том, что он был мобилизован в 1943 году в армию Германии. В том, что после войны отбывал наказание в Воркуте. Что рассказал журналистам, какие ужасные были условия в поезде, на котором его везли в лагерь, на те нечеловеческие условия на угольном резерве: «Голод, снег, дождь, вши, несчастные случаи, которые происходили почти каждый день на шахте…»
Да, Харий Янович был 15-ним мальчишкой мобилизован в армию Германии. Это был 1943 год. Латвия находилась под немецкой (фашистской) оккупацией. Было ли желание жить? Было. Где он служил и кем?
Я обратилась с этими вопросами к политологу Янису Григалису: «Все, что касается Хария Лиепиньша, то это уж точно не имеет никакого отношения к нацизму. Точно. К концу войны нацисты уже «не разбирали»: загоняли в армию и совсем юнцов. Практически эти ребята были «пушечным мясом». Выбора уж точно у них не было. Более того, если бы не пришли на призывной пункт, то смерь и всей семье. Куда набирали таких ребят? В вспомогательные отряды: подавать, например, снаряды для зенитных ракет. Они же практически ничего не умели – «пушечное мясо». Да, он отбывал наказание в Воркуте… И уже в 1946 году был отпущен на свободу. Отбывал наказание немного более года. А как, если им было совершено такое преступление, его отпустило НКВД через год? За такое к стенке ставили. Сегодня говорят, что в апреле 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР «О возвращении на родину репатриантов – латышей, эстонцев, литовцев», и, мол, он попал под это постановление. Не путайте! Речь шла о тех прибалтах, которых ссылали вагонами в Сибирь, на Север, в Казахстан… Если предатель – расстрел или годы заключения. Видимо, НКВД разобралось. Скрывал ли Лиепиньш сей факт своей биографии? Нет. Он и не пытался скрываться, как те, кто бежал за границу. Нет, он никуда не бежал, а шел домой… И как он смог в советское время и в советской Латвии поступить в студию при Художественном театре? При театре, где была строгая цензура? Вы только подумайте о том, какие проверки он прошел! Да, он был и гражданином независимой Латвии, и гражданином СССР. Жил, работал и ничего не скрывал».
Действительно, а как мог тогда Харий Лиепиньш получить звание народного артиста СССР?
Мы уже никогда не узнаем, что было в душе у артиста… Его сердце остановилось в 70 лет.
Не стоит «ворошить» уроки истории мертвых людей – неправильно это. Они же ничего не смогут нам ответить, ничего не скажут в свою защиту. Христиане же мы…