Слава Сэ — псевдоним Вячеслава Солдатенко, человека, чья судьба сделала крутой вираж — вернее, он сам ее так круто развернул. Выпускник Международного института практической психологии, он работал психофизиологом в комиссии медэкспертизы при МВД Латвии, а после в бизнес-структурах занимался психологическим интерпретированием текстов в службе по найму персонала. Был членом совета директоров нескольких предприятий. А после ушел в сантехники и стал писать.
Его первая книжка «Сантехник, его кот, жена и другие подробности» вышла скромным тиражом в 3000 экземпляров, а когда тираж разошелся за два дня, были допечатки — примерно до 100 тысяч экземпляров. За эту книгу интернет-сервис «Имхонет» наградил его в 2010-м премией «Любимые журналисты». Сам Слава в интервью говорил в то время, что «ему неудобно за эту книжку — ведь это всего лишь сетевой дневник». И сел писать новую книгу, пообещав, что «эта будет уже настоящая».
— Слава Славы Сэ лавинообразно расходилась по странам и континентам, — поведала ведущая вечера памяти, актриса Рижского русского театра им. М. Чехова Татьяна Лукашенкова.
Она и актер Родион Кузьмин на протяжении всего вечера зачитывали фрагменты из его сочинений, которые шли на фоне бесконечного, повторяющегося ряда цветных фотографий на экране, представляющих писателя в разное время: с друзьями во дворе своего дома, на природе, во время выступлений и авторских презентаций, с детьми. Среди персонажей на снимках — очень много знакомых лиц, известных в Риге и Латвии людей. Весь вечер выступали известные рижские барды, друзья писателя, а поющие поэты из других стран обращались к публике в записи с экрана. И вспоминали, и пели, пели...
Я запомнила Славу одним из членов удачнейшего бардовского трио — с Сергеем Степаненко и Александром Бекназаровым. И они, и многие другие заслужившие признание поющие поэты выступали на вечере памяти. Это и Сергей Буданов, и Юрий Иванов, и Алексей Федосеев, старый друг нашей «Молодежки» Юрий Зубарев, и Евгения Ошуркова, Александр Бекназаров, Маша Хейфец. Пели свои песни на свои слова, на стихи Иосифа Бродского, пели посвящения Славе и сочинения Евгения Клячкина.
— Бардовская музыка — самое настоящее искусство, — писал Вячеслав. — А еще я любил аккомпанировать женщинам с трудной судьбой. В бардовском мире много таких — невостребованных, но отличной сохранности. Типично бардовский концерт происходит в лесу под дождем...
Человек скромный, он не упоминал, что стал лауреатом гремевшего еще с 1968-го Грушинского фестиваля авторской песни, лауреатом фестиваля «Музыка листопада» в Тарту.
Почему успешный член совета директоров ушел в сантехники?..
— В то время родились дети, хотелось с ними проводить больше времени, чтобы в пять вечера быть дома и не поднимать телефон, — говорил в интервью писатель. — Поэтому из директоров пошел в сантехники. Они могут заработать не хуже директора фирмы по маркетингу, как я позже выяснил. Эта работа позволяла трудиться четыре часа в день, а остальное время заниматься своими делами. Да и в рабочие часы можно было в любой момент бросить инструмент на пол, сказать, что сегодня похмелье, и уйти домой, потому что сантехникам прощают все. В психологии это называется дауншифтинг — отказ от чужих целей.
А еще Слава писал сценарии — их у него немало: это и новый фильм 2012-го «Джентльмены, удачи!», и диалоги в замечательных русских анимационных картинах последних лет: «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря и Морской царь», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Садко»...
— Мы любим и помним Славу Сэ, — звучало из многих уст в этот вечер.