Вундеркинд со скрипкой
Одаренный мальчик впервые выступил на большой сцене в пять лет, сыграв с камерным оркестром, а в семь уже дебютировал с симфоническим. В восемь – дал первый сольный концерт в зале Центральной музыкальной школы в Москве, в девять лет с огромным успехом выступал на Первом Молодежном музыкальном фестивале Avanti!, который ежегодно проводит Фонд Германа Брауна.
Еще в раннем детстве Даниил поступил в Специальную музыкальную школу им. Э. Дарзиня, где и ныне учится по классу скрипки у того же педагога Нелли Саркисян. Ранее учился еще и в Москве – в Центральной музыкальной школе (класс Галины Турчаниновой) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского.
С раннего детства участвовал в конкурсах и фестивалях для юных исполнителей в Париже, Вильнюсе и Москве, везде становился лауреатом. Юного скрипача постоянно приглашали выступать – он это делал с удовольствием и не в ущерб школьным занятиям. Музыка не единственное увлечение Даниила – он серьезно занимался спортивными танцами и в этом жанре тоже достиг успехов.
Что двигало композитором?..
В интервью больше восьми лет назад, когда Даниил был совсем мальчиком, меня поразили его совершенно взрослые суждения о композиторах и их произведениях. Неудивительно – он играл как взрослый сложившийся исполнитель, он точно понимал, ЧТО хотели сказать в своем сочинении Моцарт, Брамс, Сарасате, Паганини и другие гении.
Данила всей душой чувствовал жизненную и метафизическую ситуацию, зашифрованную в каждом произведении. Его лицо и поза неизменно выражали то, что он играет, а исполнение было настолько блестящим, что, закрывая глаза, ты уносился высоко-высоко... Благородная, виртуозная, тончайшая и мощная одновременно игра являла нам большого, мирового масштаба исполнителя.
В его исполнении «Кармен-фантазия» Жоржа Бизе – это действительно жаркое испанское солнце и небывалые страсти. Откуда тогда 14-летний подросток мог о них знать? А «Романс» ре минор Сергея Рахманинова! Как современный юноша смог столь проникнуться этой неизбывной тоской по родине великого композитора? А «Фигаро» Россини! Оказывается, Даниил понимает и чувства хасидов – по крайней мере, в «Импровизации» Эрнеста Блоха «Три сцены из жизни хасидов» все было ясно, с национальным колоритом выражено.
Конкурсы и награды
Юный скрипач был удостоен первого места на Моцартовском международном конкурсе в китайском Джухае в 2015 году, с успехом участвовал в других международных скрипичных конкурсах. Выступал не только в Риге, но и в России, Литве, Армении, Италии, Швейцарии, Бельгии, Китае, Аргентине.
Даниил участвовал в концерте, посвященном 100-летию Латвийского театра оперы и балета, а в 2014-м и 2018-м – на концертах «Родом из Латвии», его можно услышать на сольных выступлениях в разных залах Риги и на концертах Фонда Германа Брауна. Собственно, глава фонда Инна Давыдова стала одной из «первооткрывательниц» уникального таланта.
В этом году на Юрмальском фестивале в «Дзинтари» Даниил исполнил легендарный и один из самых сложнейших в репертуаре скрипачей концерт Яна Сибелиуса вместе с Латвийским Национальным симфоническим оркестром, с которым впервые выступил еще в семь лет. За дирижерским пультом стояла уже снискавшая мировую славу, удивительно темпераментная для эстонки Кристина Поска. Она обняла юношу после совместного исполнения...
Даниил выступал и с оркестром Kremerata Baltica, и с «Виртуозами Москвы», Glasperlenspiel Sinfonietta, «Зальцбургские камерные солисты», Симфоническим оркестром Макао, Штутгартским камерным оркестром, а весной создал собственный камерный оркестр Davinspiro Camerata, успешнейший дебют которого состоялся в апреле в Большой гильдии.
Недавно Даниил вернулся с IV Международного конкурса скрипачей им. Илоны Фехер в Будапеште, для исполнителей до 22 лет, где удостоился гран-при. Юный гений не очень любит конкурсы, но считает, что «к сожалению, в современном музыкальном мире это просто неотъемлемая часть творчества музыканта – чтобы ты показался на конкурсе, чтобы тебя заметили».
Друзья и единомышленники
– Наш камерный оркестр не ограничивается струнным составом, он ротирует. На дебютном концерте у нас был секстет, сейчас мы увеличились на два человека, у нас октет, но во втором отделении нашего концерта «Восемь времен года» на фестивале в зале «Дзинтари» у нас был небольшой, но полноценный камерный оркестр. Первые инструменты каждой группы остаются пока неизменными, но будем смотреть, как у нас все будет идти дальше. Думаю, что в ближайшее время ансамбль очень сильно ротироваться не будет. Но возможно, будет и пианист.
Я напомнила Даниилу о его блистательном концерте трио с пианистом Максимом Таничевым и виолончелистом Артемом Троцюком в Малом зале «Дзинтари».
– Программа того концерт была составлена таким образом, чтобы зрители могли наслаждаться разными музыкальными стилями и исполнением в разном составе. Сюрпризом для публики стали два фортепианных трио и одна совместная моя и Антона Троцюка аранжировка.
У нас был концерт в камерном зале ДК ВЭФ, где просто фантастическая акустика, с программой «От барокко до ХХ века». Сотрудничество с Антоном началось совсем недавно – в прошлом августе. Он записывал свой сольный альбом, предложив мне записать с ним один эпизод. Это была третья часть раздела «Лето» из «Времен года» Вивальди – мы поняли, что нам нужно записать совместный альбом, чтобы популяризировать как дуэт скрипки и виолончели, так и собственные аранжировки.
А с Максимом Таничевым сотрудничаем с 2020 года, сыграли достаточно большое количество камерной музыки, но сейчас начинаем сотрудничество и с Даниилом Мицкевичем, который, на мой взгляд, просто фантастический пианист. Надеюсь, у нас с ним в ближайшее время получится организовать один концерт камерной музыки. Видите, два Даниила! Думаю, что это тоже будет на очень высоком уровне.
Плюс вдохновение
– Откуда ваши оркестранты? Школа им. Дарзиня, музакадемия?
– Кто-то из нашей музакадемии, как альтистка Санта Луция Цирцене, кто-то учится в школе им. Дарзиня, кто-то из Германии. На нынешнем концерте должна была играть другая виолончелистка, но во втором отделении играл Антон Троцюк. Он окончил школу им. Э. Дарзиня и сейчас учится в академии у знаменитого профессора Элеоноры Тестелец.
Наш оркестр – это «все свои», плюс-минус, это все друзья, хорошие знакомые, которые и без меня прекрасно общаются и радуются друг другу. Именно это мне и нравится – что не только я общаюсь с каждым по отдельности, но и они между собой дружат. Это придает легкость и полет нашему звучанию, и мы все кайфуем от репетиций, концертов.
Отсюда и название – Davinspiro Camerata. Именно Camerata, а не chamber orchestra – мне ближе название не «оркестр» а «объединение». Davinspiro расшифровывается так: Da – это начало моего имени, V и I – инициалы моих родителей, а Inspira – «вдохновение» в переводе с итальянского. Название придумал сам. Правда, перед этим посидел с мамой, подумал...
Даниил признался, что выслушивает на репетиции идеи всех своих товарищей. Как заметил скрипач Андрей Егоров: «Демократичный, но настойчивый. Прислушивается, все принимает во внимание и делает по-своему. Шучу!»
От Виндзора до Будапешта
М – Мой профессор из Германии Петру Мунтяну, у которого сейчас занимаюсь в Университете Леопольда Моцарта параллельно с учебой в школе им. Дарзиня, рассказал о конкурсе в Будапеште и предложил поехать.
Состояться конкурс должен был еще два года назад, но по понятным причинам прошел только сейчас. В Будапеште была очень приятная атмосфера, не было взглядов из-за спины... Знаете, как бывает на больших конкурсах – каждый сам за себя, других не слушает. А тут было все очень позитивно, приятно, все общались друг с другом и слушали один другого. Это отчасти такой конкурс-фестиваль, там все свободно и хорошо.
В 2021 году Даниил стал победителем престижного 8-го Международного конкурса струнных инструментов Виндзорского фестиваля, получив два главных приза – 1-е место и Приз зрительских симпатий. С 2008-го каждые два года более 100 молодых музыкантов из более чем 30 стран соревнуются за получение титула лучшего. Победа в конкурсе вместе с призом дает уникальную возможность выступить в Виндзорском замке со всемирно известным Лондонским филармоническим оркестром и сделать запись в компании Champs Hill Records.
– С Лондонским филармоническим оркестром играю осенью Концерт Яна Сибелиуса в Виндзорском замке, где, очевидно, будет и британская королева.
– А как тебе пришла в голову идея создать оркестр?
– Решил организовать просто новый струнный профессиональный камерный оркестр. Не обязательно играем только оркестровые произведения – Октет Мендельсона можно сыграть и большим составом, если хочется. Есть переложение того же Чайковского для большого струнного оркестра.
– Как ты почувствовал в себе задатки руководителя?
– У нас в ноябре был концерт, посвященный Пьяццолле, тогда собралось достаточно много народу, только пианистов было трое. Андрей Егоров играл на скрипке и рояле. У нас был даже аккордеон. Сразу подумалось о собственном оркестре. И тут как-то звезды сошлись...
Легкость и полет – потому что мы все кайфуем от того, что делаем.
– Нынче все музыканты стремятся «на Запад». А ты?
– На Запад не уезжал и не уезжаю, но если что, напишу как минимум 14 музыкантам, не хотят ли поехать со мной. А то разберут же их в другие составы – и обратно не затянешь, особенно альтистов.
– А какие у них хобби, увлечения? Знаю, что ты еще недавно занимался спортивными танцами...
– Обожаю футбол. В профессиональной команде не играю, просто собираемся музыкальными компаниями из школ, проводим маленькие турниры. Скрипач Андрей Егоров – тоже футболист, время от времени играет, это еще и физическая нагрузка. Мы любим разные виды спорта – эмоции можно выплеснуть.
Андрей Егоров: – Однажды в пылу игры столкнулся с товарищем и порвал крестообразную связку на ноге, и была вероятность, что выйду на сцену с костылями, но все обошлось. Операция будет только в ноябре.
А в прошлом году скрипачка за две недели до концерта руку сломала – не смогла играть, и была срочная замена. А наша Санта вышла играть на дебютном концерте нашего оркестра с поломанной ногой. Кто теперь на очереди?..
Санта Луция Цирцене: – Я ведь увлекалась фигурным катанием и получила травму перед концертом. Решила другой вид спорта искать. Какая-то физическая активность нужна ведь, движение какое-то.
Обожаю футбол. Собираемся музыкальными компаниями, проводим маленькие турниры.
– Вы все просто фантастические, с невероятной молодой энергией! И вот к вам присоединяется Григорий Ковалевский, легендарный контрабасист из «Виртуозов Москвы», с которыми ты играл...
– Перед концертом в Большой гильдии Григорий Ильич позвонил мне и сказал, что увидел, мол, афишу – ты что-то там собираешь? Приду на вашу репетицию, послушаю. Я схватился за голову, отвечаю: «Григорий Ильич, придите на концерт». А он ответил, что уже немолодой – по цифрам в паспорте, хотя молод душой – и, мол, хочу максимально свои знания и опыт вам передать.
Вот он пришел на одну из первых репетиций «Сувенира из Флоренции» («Воспоминание о Флоренции») Чайковского, мы все тряслись, сидели с более собранной спиной, ногами, старались делать скупые движения, но где-то к части третьей уже привыкли к этой атмосфере. Потому что он фантастический человек, который и пошутит в правильное время. Все это говорит о том, насколько он себя чувствует молодым и свободным в своем возрасте.
И был я в шоке, когда он мне позвонил в Будапешт и сказал, что будет играть с нами. Ему нужно было улетать за границу, но он специально купил билеты на другую дату. Ну вот сыграл с нами... Мне лично было уже намного спокойнее, потому что и ребята с ним знакомы почти все.
– После концерта в начале августа улетаю в Германию до конца месяца, после – меня пригласили выступить на концерте камерной музыки, который будет в конце августа, но он еще не объявлен. А в сентябре у нас с Андреем будет концерт в Мадоне, где он всю программу отыграет за роялем – это будет вечер скрипичных миниатюр.