Самый главный праздник
«Самая обаятельная и привлекательная» - так звучал слоган встречи. Гостья была в прекрасном настроении, и зал дышал в такт со словами, песнями и воспоминаниями любимой актрисы.
- Для нашей семьи 9 Мая, День Победы, всегда был и остается самым большим и светлым праздником, - поделилась Ирина Вадимовна. – Сразу после окончания школы мой папа добровольцем ушел на фронт и воевал все четыре года, дошел с боями до Германии. Моя бабушка зашила ему в одежду в маленьком футлярчике написанный от руки Псалом 90, читаемый в опасности, «Живый в помощи Вышняго...». И он ни разу за всю войну не был ранен.
Мама моя из Белоруссии. Когда ей было 16 лет, ее из оккупированной Орши угнали в Германию. Она жила в настоящей немецкой семье, где были старик и подросток. Самое жуткое воспоминание моей мамы – она должна была этому мальчику каждое утро чистить ботинки. Понятно, мама не любила этого почти ее ровесника. Когда в Германию пришли наши и покончили с фашистами, эта немецкая семья убежала в леса и каким-то образом оттуда направила ей просьбу, чтобы она привозила им из города какие-то крупы и другие продукты, которые там распределяли. Моя мама все это делала.
Она к ним относилась хорошо, да и они к ней тоже – купили ей велосипед, новое платье, научили немецкому – мама говорила по немецки! – и еще научили сервировать стол, ухаживать за бельем.
Мама с папой встретились в июне 1945-го в Германии, в сентябре поженились и прожили 62 года вместе. А мой муж маленьким ребенком пережил блокаду Ленинграда.
Поэтому 9 Мая для нас самый главный праздник. Мы всегда собирались в этот день у мамы - моя сестра с сыновьями, я с сыновьями, другие родственники.
«Почти как я...»
В предыдущую годовщину Великой Победы наш Малый театр погрузился на теплоход и поехал вниз по Волге, заезжая в приволжские города с благотворительными концертами. Пела там «Мой милый, если б не было войны...». Сейчас вам ее тоже спою.
Это было такое проникновенное исполнение, что у половины зала на глазах блестели слезы. А потом наша гостья исполнила известную песню Вероники Долиной «Берегите стариков». Голос у народной артистки по-прежнему красив, задушевного, теплого тембра, нежный, тонкий и очень выразительный. Публика постоянно награждала актрису несмолкаемыми аплодисментами и букетами цветов.
- А сейчас покажу вам фрагменты из кинофильма «Артистка из Грибова». Героиня его, совсем как я, никак не могла толком «устроиться» в профессии, ей постоянно не везло, ну совсем как мне – ведь тоже роли не самые центральные доставались... Характер у нее мягкий, слишком она хороший человек, локтями толкаться не умеет.
Наша гостья немного кокетничает – ведь среди 45 фильмов с ее участием все запоминающиеся, а многие просто шедевры всех времен и народов...
Любимая актриса вспомнила и великолепно, проникновенно исполнила песню Новеллы Матвеевой на стихи Анны Ахматовой «Любви моей ты боялся зря», которую все и повсюду пели в 1960-е. Юная Ирина Муравьева тоже!
«Как меня уговорили»
- Много лет назад, когда при мне упоминали фильм «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), покрывалась краской стыда, - призналась актриса. – Мне очень не нравился этот фильм, с самого начала не нравился сценарий и вообще все! Не хотела сниматься, все время отказывалась.
Это было время перестройки, новые веяния, хотелось каких-то новых форм, тем, свежего ветра. А здесь, казалось, все так старо и традиционно... Ой, как хочу замуж – даже стыдно говорить. К тому времени была замужем, тема эта меня не волновала. Но эти два человека – сценарист Анатолий Эйрамджан и режиссер Геральд Бежанов – просто атаковали меня! Удивительно – где бы ни появлялась, они тут как тут: ну Ирина, ну хороший же сценарий, да и мы быстро снимем...
Однажды пришла в Дом кино – наверху стоят они двое, выхожу из театра после спектакля – опять стоят вдвоем. Если бы они однажды в то время не появились, подумала бы, что что-то случилось. В общем, уговорили.
На съемках все было очень весело, замечательная компания. И всей этой компании было дано серьезное указание от режиссера и сценариста, что ни одного слова не должно быть изменено. Ведь это сценарий-анекдот, и все реплики должны звучать так, как там написано. Но Саша Абдулов не был бы Абдуловым, если бы не придумал что-то свое. И появился эпизод, где они с другом притворяются артистами цирка.
Шли годы. Где-то снималась, сидела одна вечером в номере гостиницы, смотрела телевизор. И вдруг показывают «Москва слезам не верит». Старалась, чтобы никто не увидел, что смотрю сама себя. И мне так это кино понравилось, что теперь всем говорю, что это фильм хороший.
Ролики и «Оскар»
Когда Татьяна Лиознова заканчивала съемки картины «Мы, нижеподписавшиеся», где тоже играла, она вдруг мне сказала, что у нее есть сценарий фильма «Карнавал» - не хочу ли сниматься. И умею ли кататься на роликах?

Вспомнила, что в детстве каталась. С танцами разобрались быстро - сценическое движение у меня всегда шло хорошо, пели за меня, а вот с роликами пришлось помучиться. Дали мне даже не ролики, а рамочки на колесиках, прикрепили молодую женщину, которая меня учила кататься. Но та сама каталась на фигурных коньках! В перерыве межлу съемками на специально устроенном для нас круге мы тренировались. Я очень много падала, как и в фильме надо, - сначала рисовала себе на коленях синяки, а потом уже этого не надо было делать...
И, конечно, последовал эпизод из картины.
- Владимир Валентинович Меньшов как-то подошел ко мне со сценарием картины «Москва слезам не верит» - мне сразу понравился сценарий! Вроде простое повествование – про трех девочек, каждая из которых, завоевывая Москву, пошла своим путем. Канва простая, многими вроде освоенная. Но когда этой историей занялся Меньшов, он ее сделал в том виде, в котором кинолента сейчас предстает. Половины сценария Валентина Черных не было - эпизоды были сочинены Меньшовым.
Нашим кинематографистам картина ужасно не понравилась, говорили, мол, это очередной фильм о Золушке. Пока они не прочувствовали всего таланта Меньшова, а пошли по сюжетной линии, которая им не понравилась.
И вдруг мы слышим, что Американская киноакадемия выдвигает «Москва слезам не верит» на соискание «Оскара» в номинации «Лучший фильм года на иностранном языке». Никто никого не послал в Америку. И на церемонии, когда вскрыли конверт и на бумажке было написано название нашей картины, атташе российского посольства взял «Оскара», какую-то бумагу, подтверждающую награду, и ушел.
В Москве тут же родился анекдот: «Телеграмма в Америку: Москва в слезах – не верит!». Через какое-то время нам всем дали Госпремию СССР – и это было для молодых артистов что-то особенное...
Фильмы «Карнавал» и «Москва слезам не верит» никакого отношения к моей личной судьбе не имеют - я не завоевывала Москву. Я москвичка. И папа коренной москвич, мы жили около Новодевичьего монастыря. Папа был военный инженер, полковник, он приходил в полвторого домой обедать. И мы должны были с сестрой учиться хорошо и тут же после школы к этому времени бежать домой. Я завидовала девчонкам, которые после уроков гуляли на улице, портфелями дрались....
В старших классах мне подарили книжку «Как Муравьишка домой спешил». Я была единственным человеком в школе, который спешил после уроков домой. Поначалу я хотела стать учительницей младших классов – сейчас понимаю: хорошо, что не стала...
Наталья ЛЕБЕДЕВА.