«Вот, в Париже поддерживают аккумуляторные электромобили. Очень здорово. Вопрос — а где вы берете аккумуляторы? Где вы берете литий, основную часть аккумулятора? В Боливии. А как это? Добыча лития — это очень грязное производство. Все делается по-черному. Значит, мы здесь живем хорошо, а в Боливии пусть все загрязняется! Слушайте, не пройдет и недели, как оттуда все придет в Европу. Говорят — ветряная энергия, аккумуляторы, солнечные батареи. А как мы потом все это будем уничтожать? Нам надо будет в пять раз больше электричества, чем то, что он произведет», — сказал эксперт.
Журнал The Wired в прошлогодней статье подробно рассказал о том, как обычная батарейка может нанести серьезный урон экологии целой страны.
Что общего между батарейкой в вашем смартфоне и мертвым яком, плывущим по реке в Тибете? Ответ — литий, металл, без которого не смогут работать наши телефоны, планшеты, ноутбуки и аккумуляторные электромобили.
В 2016 году сотни протестующих забросали улицы тибетского города Тагонга дохлой рыбой, которую выловили из под реки Лики после утечки из литиевой шахты. Очевидцы утверждают, что видели в реке туши коров и яков, отравившихся зараженной водой. Это был третий подобный инцидент за последние семь лет. После второй утечки в 2013 году власти закрыли шахту, но она вновь открылась в апреле 2016 года, и рыба снова начала умирать.
Литиево-ионные батарейки — ключевой элемент в борьбе за чистую планету. В аккумуляторе Tesla Model S содержится примерно 12 кг лития, накопителям для возобновляемой энергии его нужно еще больше. Спрос на литий все растет, с 2016 по 2028 год его цена удвоилась.
Однако есть одна проблема: пока мир пытается заменить ископаемые источники энергии на «чистые», добыча необходимого для этого лития может, в свою очередь, нанести нешуточный вред природе.
В Литиевом треугольнике в Южной Америке, который захватывает части Аргентины, Боливии и Чили, содержится больше половины мировых запасов лития. Это также одно из самых сухих мест на земле.
Чтобы добыть литий, шахтеры сверлят дыры в соляных равнинах и выкачивают богатый металлом соляной раствор на поверхность. Затем они на несколько месяцев оставляют его испаряться, после чего полученную смесь магния, калия, бура и солей лития фильтруется и испаряется еще раз в бассейнах для отстаивания. Должно пройти от 12 до 18 месяцев, чтобы из этой смеси можно было извлечь карбонат лития, «белое золото.»
Это эффективный и сравнительно простой процесс, но он использует много воды — почти 2 млн литров воды на тонну лития. В чилийской пустыне Атакама добыча лития поглощает 65% всей воды региона. Местные фермеры уже вынуждены привозить воду для своих нужд. Также существует риск, что токсичные химикаты, включая соляную кислоту, которую используют при производстве лития, могут попасть в воду, как это произошло в Тибете.
Добыча лития неизменно загрязняет почву, воздух и воды. В Чили уже произошло несколько столкновений между добывающими компаниями и местными общинами, которые утверждают, что добыча лития оставляет в стране горы ненужной соли и каналы с неестественно голубой водой.
Однако литий, может быть, даже не самый проблемный ингредиент современных батареек: в конце концов, в будущем его возможно будет добывать из морской воды. Гораздо опаснее никель и кобальт.
Кобальт, цена которого выросла в четыре раза за последние два года, залегает на территории Демократической Республики Конго, в центральной Африке и больше практически нигде. При этом, в отличие от большинства металлических руд, кобальт токсичен уже в момент добычи. При этом в Конго очень много «ремесленных шахт», где кобальт выкапывают руками, без всякого защитного оборудования и с использованием детского труда.
Ученые постоянно пытаются разработать батарейки с использованием менее токсичных материалов, однако им пока этого не удалось.
Существует также проблема переработки. Исследователи в Австралии выяснили, что только 2% из 3,300 тонн литиево-ионных батарей в стране отправлялись в переработку. Старые плееры и ноутбуки оказываются на помойке, где токсичные металлы постепенно просачиваются в окружающую среду.
Исследователи ищут способы применить технологии, разработанные для АЭС, чтобы безопасно извлекать потенциально взрывоопасные литиево-ионные аккумуляторы из автомобилей. На заводах по переработке отходов было несколько пожаров, связанных с тем, что аккумуляторы неправильно хранили или приняли за свинцово-кислотные аккумуляторные батареи и отправили под пресс.
Читайте также: Бьют тревогу: электромобили приближают экологическую катастрофу