Выступления Полины Осетинской в главных российских залах отменяют негласными приказами сверху, площадки поменьше объявляют заминированными в надежде, что публика испугается и разойдется.
Выражение «концерт просто бомба» теперь звучит двусмысленно; но ведь после осеннего концерта Полины Осетинской в Риге действительно так говорили. И после двух весенних концертов в мае в Даугавпилсском театре и в Большой гильдии, тоже скажут наверняка.
Полина вышла на сцену в том возрасте, когда другие только-только начинают выходить к доске. Главных вундеркиндов в ее поколении было четверо. Трое, чуть повзрослев, вместе со своими педагогами уехали на Запад: пианист Кисин, скрипачи Репин и Венгеров. Полина, от которой ждали того же, осталась. И это было ее собственное решение: уже в 13 лет она добилась права поступать так, как считает нужным.
Выучилась в Москве и Питере, жила на эти два города, участвовала лишь в одном международном конкурсе, зато всегда давала множество концертов.
В 2007 году написала книгу «Прощай, грусть» о своем ни на что не похожем детстве. Книга, конечно же, стала бестселлером. Во-первых, к тому времени у Полины было множество фанатов, готовых не только приходить на ее выступления, но даже приезжать на них из других городов и стран, что уж говорить о покупке книги. Во-вторых, «Прощай, грусть» - действительно хорошая книга.
У Полины десять альбомов, выпущенных на Sony Music, Naxos, Bel Air, Quartz и «Мелодия», несколько спектаклей – с Ксенией Раппопорт, Андреем Макаревичем, Людмилой Улицкой, например, и Центр профессионального здоровья музыкантов, в который Полина вложила весь собственный нелегкий опыт.
У Полины взяли интервью лучшие музыкальные журналисты, а недавно и Катерина Гордеева – читать и слушать одно удовольствие.
Но ничто не сравнится с концертами.
Полина дает концерты на Зальцбургском фестивале и в Карнеги-холле, вообще по всей Европе и Северной Америке. И если программа «Baroque Music в авторском кино» в Латвии уже прозвучала, - в Риге был переаншлаг и многие из непопавших на нее сейчас собираются в Даугавпилс (Бах представлен сочинениями, вошедшими в «Солярис» Тарковского, «Крестного отца–2» Копполы, «Рассекая волны» Ларса фон Триера, Гендель связан с «Осенней сонатой» Бергмана и «Барри Линденом» Кубрика, Куперена – с «Древом жизни» Маллика, Пёрселла - с «Контрактом рисовальщика» Гринуэя и так далее), - то Рахманинова и Глинки, Десятникова и Сильвестрова в исполнении Полины Осетинской у нас еще точно не было.
Красоты в этой программе столько же, сколько смыслов, ассоциаций, параллелей, биографических переплетений - то есть без счета.
Михаил Глинка, ноктюрн «Разлука»: как известно, основатель русской композиторской школы много странствовал и подолгу жил в Европе – в частности, симфонию «Тарас Бульба» начал писать в Париже; когда же на родине на него навалились творческий кризис и горечь непризнания, и вовсе решил переехать в Берлин. Покидая Царское Село, Глинка – по воспоминаниям сестры – «плюнул на землю и сказал горячо: "Когда бы мне более никогда этой гадкой страны не видать!", но на чужбине скоро умер…
Сергей Рахманинов, прелюдии: в конце 1917-го, после революции, великий композитор навсегда оставил Россию, был там то запрещен, то превозносим, то отвергнут, то – после активной финансовой помощи в борьбе с фашизмом – настойчиво и тщетно зазываем советскими властями…
Леонид Десятников, «Буковинские песни»: уроженец Харькова, выпускник Ленинградской консерватории, один из самых исполняемых композиторов на постсоветском пространстве и после скандалов, вмешательства властей, протестов вокруг оперы «Дети Розенталя» в Большом театре - один из самых обсуждаемых, вспоминает в этих 24 прелюдиях для фортепиано об украинском фольклоре, который живет в нем с детства…
Валентин Сильвестров, багатели: 85-летний патриарх, ныне проживающий в Германии и приезжавший зимой на свой концерт в Юрмалу, в 1970 году был исключен из Союза композиторов УССР из-за взглядов на творчество, противоречащих официальной культурной политике, а ныне считается главным украинским композитором современности…
Собрав всех четверых в одной программе, Полина Осетинская подарит им свой удивительный пианизм, гибкий, интеллектуальный, виртуозный, завораживающий. И языком музыки поговорит с залом о том, что происходит сейчас с нами и вокруг нас.
Это будет незабываемо.