Светлана Хаенко — автор многих альбомов и монографий об искусстве, преподаватель БМА, инициатор создания студенческой художественной галереи Bi Art, друг всех латвийских художников.
В мае исполнилось ровно десять лет, как она ушла в мир иной, и в нынешнем же мае ей минуло бы 82 года.
Пять портретов
Выставка состоит как бы из двух частей. Одну составляет постоянная экспозиция мемориальной аудитории Светланы Хаенко. Здесь представлены работы художников, подаренные ей, пять ее портретов, некоторые документы и публикации. Во второй половине экспозиции представлены работы, приуроченные к выставке памяти.
— Здесь все работы, так или иначе связанные со Светланой, — ведет по мемориальной аудитории куратор галереи Bi Art художник Валентин Даниленко. — Казалось бы, неказистый рисунок Виктора Зимина, но он попал на выставку в свое время благодаря Светлане. Людмила Перец написала ее прекрасный портрет. А это моя работа, "Художник, проходящий сквозь время" — это не Светлана, но похожая на нее женщина на нее и как будто о ней… Ее портрет Дмитрия Лаврентьева в свое время ей понравился. А вот у Елены Антимоновой действительно прекрасный ее портрет, она там еще молодая…
Пейзажи Ивана Пустошкина, художник Спалвиньш, которых она тоже заметила. А вот это — Светлана любила собирать "бракованные" , испорченные художниками листы литографии. И у меня однажды попросила. Это мой лист.
"Пейзаж" и другие картины Ивана Иванова — если бы не Светлана, о нем бы мало кто знал, а художник талантливый. Лариса Шеллег — Светлана отметила ее работу, и та ее подарила. Самодеятельный художник Филипп Шалаев, которого Светлана заметила, отметила и превознесла — его "Лев и Львица у термитников".
Особая страница — патриарх графиков Иосиф Эльгурт, здесь его сериграфия "Солнечный день". А что за чудо — его сериграфия "Весна 1945–го"! Он не хотел и не любил говорить о войне. А Светлана убедила его сделать эту работу — немолодой солдат в пилотке рядом с мальчиком… Фантастическая работа! Она получила на международной выставке, кажется в Чехословакии, приз.
"Одуванчики" Александра Бугаева, легендарного архитектора памятника освободителям Риги, который снесли. Светлая память!.. "Натюрморт с фруктами" Валерии Шуваловой. Еще один "Портрет Светланы" в виде структурного коллажа Бабкена Степаняна — уникальное изображение. Подруга Светланы, скульптор Виктория Пельше, изваяла "Женщину".
У Аллы Королевой "Посетители выставки и художники" — работа с юмором. "Света" Эдгара Микельсона — еще один портрет . Как только он узнал о том, что организуется такая мемориальная аудитория, тут же дал свои работы для нее. Кроме этого, у него еще "Пейзаж" и литография "Индустриальный пейзаж". В стеклянной витрине — книжки и брошюры, статьи в периодике о Светлане.
А во второй части экспозиции — работы Георгия Шелкового, Микельсона, картина в техние эрбу Ирины Трумпель, "Опушка" Ивана Пустошкина, "Собор" Ирины Копейкиной. "Натюрморт с лимоном" Николая Кривошеина, удивительная реалистичная работа. Ведь сейчас он пишет только абстракции.
Несколько моих работ, среди них "Сказки и легенды Даугавы". "Рига после полудня", "Рига вечером", "Рига ночью" Анатолия Бородкина, "Лето" Виталия Ермолаева. Несколько вариантов "Города" Аллы Королевой — они Светлане нравились, акварели Олега Вайдера, Ирины Трумпель.
И совершенно фантастическое, редкое фото Володи Старкова, где Светлана заснята на открытии персональной выставки Иосифа Эльгурта в БМА в 2006 году вместе с ним и коллегой по БМА Ириной Маркиной.
Открывать и любить
Открыл экспозицию председатель сената БМА Станислав Бука, которого справедливо называют крестным отцом студенческой галереи, поскольку он активно поддержал идею ее создания, способствовал ее становлению и развитию. Он отметил профессионализм, подвижничество и любовь к искусству Светланы Хаенко, ее умение открывать новых художников и помогать им найти свой путь в творчестве:
— Светлана Ивановна пришла ко мне и предложила создать галерею Bi Art. Как она умела общаться с художниками, как они ее любили! Достаточно сказать, что легендарный Иосиф Эльгурт завещал немало своих работ галерее. Если бы не Светлана, которая буквально вытащила из забвения этого гениального художника, ничего бы не случилось.
Племянник Эльгурта приезжал несколько лет назад из Германии и был поражен, что все работы дяди бережно сохранены. Есть у нас и аудитория, посвященная Эльгурту.
Если бы не Светлана Ивановна, картин Ивана Иванова у нас бы не было, потому что нужно было купить целиком коллекцию, когда наследники художника уезжали в Германию… В конце концов она меня убедила, что это надо сделать, и я не жалею, что сделал. У меня и дома есть его работы…
А если вспомнить благотворительные акции, деньги от которых передавались семьям художников, которые ушли в мир иной, а семьи бедствовали. Это идея Светланы. Художники давали свои работы для аукциона, даже Джемма Скулме что–то передала. Это очень сложная и кропотливая финансовая работа, где масса проводок и подводных камней. Но она брала это на себя.
Она и Виталию Ермолаеву подсказала дальнейший путь — в результате в Канаде его работа, где он написал снег, очень восхитила зрителей — мол, наконец–то что–то живое, настоящее….
Благодарю и теперешнего руководителя студенческой галереи, члена Союза художников Латвии Валентина Даниленко — за верность традициям Светланы Хаенко.
Виталий Ермолаев поделился, что если бы не Светлана Ивановна, не ее интерес к его работам, он до конца не понимал бы, куда дальше развиваться, какое художественное направление принять. Она его наталкивала на разные идеи. Вот и картина со снегом так родилась.
Журналистка Раиса Смирнова училась в БМА. Она призналась, что, впервые попав к Светлане Ивановне на лекцию, после записалась на все лекции, которые та читала. Ей было очень интересно.
Теплыми и трогательными словами Светлану Ивановну вспомнила ее бывшая коллега, преподаватель БМА Татьяна Кузьмина, высказавшая мысль, что каждый знавший ее обладает какой–то своей историей о ней.
Говорили художник Анатолий Бородкин, реставратор Ольга Марштупа, издатель и писатель Александр Геронян. Все они были едины во мнении — Светлана Хаенко сделала много доброго для художников, для изобразительного искусства Латвии, для БМА.
— Я сам сделал некоторые серии работ по ее "ненавязчивому наущению", — поделился Даниленко. — "Почему нет, — говорила она. — Попробуй из этого что–то сделать". И сейчас эти мои работы хранятся в музеях разных стран. А иначе их просто вообще бы не было.
Светлана Хаенко — человек редкий, надо заниматься ее биографией. Но, к сожалению, в нашей стране мало интересуются такими людьми. Она относилась к каждому, кто к ней подходил, как к самому важному человеку в своей жизни.