Спектакль LetMeC_natur («Позволь мне увидеть натуру») создан хореографом Мартой Ладзянской и композитором Жолтом Варгой, они же заняты в главных ролях. Информацию о постановке опубликовали в официальной программе фестиваля. Билеты на нее — их было всего 50 штук — очень быстро раскупили: у фестиваля постоянная, хорошо подготовленная аудитория.
Шумиха началась, когда новость о «голом» спектакле попала в социальные сети. Публика упражнялась в остроумии, были и довольно злые комментарии, а кое-кто, взяв на себя функции моралиста и цензора, решил, что подобное «непотребство» допускать нельзя. В результате у организаторов мероприятия начались проблемы: место проведения спектакля пришлось изменить (по информации на сегодняшний день, постановку будут показывать в Dirty Deal Teatro).
У властей к LetMeC_natur нет никаких вопросов. Правила проведения четко оговорены: где и как раздеваться зрителям, что им нужно принести с собой в целях гигиены (полотенце, на котором сидеть). На представлении запрещена фото- и видеосъемка. Исполнительный директор фестиваля Байба Озолиня, созвонившись со Службой здоровья, информационной службой Государственной полиции и юристами Рижской Думы, убедилась, что эти инстанции не возражают против проведения мероприятия. Да, формат непривычный, но сомнений в художественной ценности спектакля не возникает.
«В адрес спектакля в социальных сетях выплеснулась волна негатива, — говорит организатор фестиваля Laiks dejot, латвийский хореограф и преподаватель Академии культуры Ольга Житлухина. — Стыдно за публику, которая не видит разницы между нудизмом и театром. Осенью этот спектакль показывали в Каунасе, причем его показывали на самой престижной площадке — в Драматическом театре. Единственное, чем там возмущались зрители, — что было так мало билетов (постановка действительно рассчитана на небольшую аудиторию). Никому и в голову не пришло обвинять создателей спектакля в чем-то аморальном. Это же искусство».
С автором спектакля, польским хореографом Мартой Ладзянской Ольга Житлухина знакома давно, она не раз приглашала ее на мастер-классы в Академию культуры. «У Марты целый цикл спектаклей для обнаженных артистов, эти постановки всегда с успехом гастролируют по Европе. В принципе, ничего нового в этом нет: contemporary dance занимается коммуникацией при помощи тела, и вполне логично, что это тело может быть обнаженным. Конечно, для этого нужна определенная смелость. Вот лично я пока не готова выйти на сцену обнаженной, видимо, во мне нет такого уровня внутренней свободы. А у Марты — есть. И тот факт, что зрители, которые приходят на этот спектакль, тоже должны быть обнажены, — это не просто маркетинговый ход, а стирание границ между артистами и публикой, выход на новый уровень интимности. Это нагота в более широком, философском смысле. Жаль, что у нас этого не понимают».