Стабильности нет!
Это изделия авторов не только со всей Европы, но и из Бразилии, Коста–Рики, ЮАР, Тайваня, Японии, Канады и США. Международное жюри отобрало лучшие работы из 278 заявок на триеннале.
Маршрут фанов искусства текстиля начинается в Рижской бирже, продолжается в Музее декоративного искусства и дизайна, а заканчивается на чердачном этаже Дома Менцендорфа, где выставлены изделия польского художника Влодзимежа Цыгана.
А для особых любителей текстильных творений маршрут пролегает и в Рундальский дворец–музей, где развернута выставка французских гобеленов "Цветущий гобелен", созданная давним партнером Музея декоративного искусства и дизайна Mobilier national (Национальный фонд мебели Франции).
В двух названных первых больших музеях все это можно будет увидеть до 17 сентября.
Тематика текстильных и волоконных работ — глобальные геополитические и социальные вопросы, отражение отношения авторов к миру, людям, событиям, эпохе, местности, где они живут. Многие работы излучают тревожные чувства, и это понятно — мир сегодня крайне неспокоен, на грани перемен… Как говорят мудрые китайцы, "не дай вам бог жить в эпоху перемен".
Работы триеннале невероятно интересны — здесь такое разнообразие идей, материалов, концепций, композиций, подходов. Есть достаточно традиционные творения, а есть выбивающиеся из всех рамок. Больше вторых.
Амплитуда впечатляет
Вита Бирзака, куратор выставки в "Рижской бирже", подчеркивает, что в сегодняшней сложной, противоречивой, быстро меняющейся общественно–политической ситуации художники триеннале в основном склонны обращаться к темам, которые прямо или косвенно затрагивают практически каждого из нас. В этом музее экспонируются работы четырех тематических направлений. Одно из них — "Тоска по родине", что связано с глобализацией мира, вынужденным или добровольным отъездом из родных мест, перемещением беженцев, вызванным военными конфликтами.
Тематика "Мир — всего лишь мгновение…" затрагивает нынешние войны и причиняемые ими травмы. "Ловушка реальности" уводит нас во время пандемии Covid–19, а "Безмолвные свидетельства" рассказывают об очень личных событиях, которые оставили глубокие впечатления и вызвали серьезные размышления у автора.
В экспозиции немаловажную роль играют аннотации самих авторов к выставленным произведениям, в какой–то мере разъясняющие то, что привело к тому или иному визуальному решению. Интересно поразмышлять, навеяна ли идея художественного произведения каким–то конкретным материалом, из которого оно изготовлено, или сначала господствует концепция, а затем идет поиск способов ее реализации.
— Воплощая как глубочайшие внутренние переживания, так и отношение к современным событиям в мире, с точки зрения художественных и технических новшеств триеннале действительно выделяется впечатляющей амплитудой, — подчеркивает Велта Раудзепа, руководитель проекта и куратор выставки в Музее декоративного искусства и дизайна. — Это как путь от проверенных ценностей к необычным, научно обоснованным вызовам и пересекающимся аспектам отраслей. Там, где видеотекстиль соприкасается с документальным кино, текстильное искусство превращается в текстильную анимацию, где и мицелий (вегетативное тело гриба, его основа. — Прим. авт.) в результате научных исследований превращается в материал для текстильной промышленности, где наряду с изящными гобеленами существует интерес к широкому спектру ремесленных техник.
Главный приз уехал в Литву
В рамках триеннале прошла международная конференция, состоялось награждение победителей конкурса на лучшие работы, еще идут творческие мастерские и другие мероприятия. Вышел из печати каталог, посвященный триеннале, в котором собраны работы всех участников.
Главный приз нынешнего триеннале получила Лорета Швайкаускене из Литвы — за впечатляющую работу "Железный занавес" (2022–й, музей "Рижская биржа), которая воплощает идею границы между войной и живущими в условиях мира.
Второе место присуждено Керстин Линдстрём из Швеции за работу "Да пребудет с нами сила" (2022–й, Музей декоративного искусства и дизайна), которую автор охарактеризовала как молитву о продолжении борьбы людей за сохранение живой природы.
Художник Джонатан Э. Юрковски из Польши получил третью премию за работу Mandorla uz debes?m, название которой можно пересести как "Мандорла ушедшим в небо" (2022–й, Музей декоративного искусства и дизайна) — дань уважения близким художника, погибшим во время пандемии Covid–19. Мандорла в христианском искусстве — вертикальный нимб, который обычно помещается на иконах Спасителя и Пресвятой Богородицы, реже — святых. Но здесь автор решил пойти на смелую метафору…
Все три лауреата получили серебряные награды, созданные художником Андрисом Силапетерсом.
В состав жюри вошли публицист, автор "Блога текстильного форума", основатель, экс–президент и генеральный секретарь ETN Беатрис Стерк из Германии, художник по текстилю, профессор Стшеминьской академии художеств из Лодзя Влодзимеж Цыган, профессор кафедры текстильного искусства Бергенского университета современного искусства, музыки и дизайна Тим Парри–Уильямс из Норвегии, руководитель Музея декоративного искусства и дизайна, лектор ЛАХ Инесе Барановска, замдиректора музея "Рижская биржа" Вита Бирзака и хранитель коллекции Музея декоративного искусства и дизайна Велта Раудзепа.
Но были и награды Латвийского национального художественного музея. Они были вручены участнику триеннале Чен Чун Тай из Тайваня за работу "Потерянный" (2022–й, "Рижская биржа") и группе литовских художников "Ручные работы" (совместно с украинской поэтессой Галиной Крук) за работу "Вышивая стихи" (2022–й, "Рижская биржа"), Илзе Годлевской (Латвия/Канада/Италия), создавшей работу "Венера" (2022–й, для триеннале), и Йоси Анайяй (Мексика), которая участвует в выставке с работой "Одежда для жрицы (плащ шамана)" (2021–й , Музей декоративного искусства и дизайна").
Музей декоративного искусства и дизайна организует триеннале текстильного искусства с 2001 года, а музей "Рижская биржа" впервые участвует в этом мероприятии.
— Мы много лет стабильно работаем над организацией очередных триеннале, которые, как понятно из названия, проводятся раз в три года, — поясняет Велта Раудзепа. — Это грандиозная работа — сначала рассылаешь все документы, потом собираешь заявки от тех, кто собирается участвовать. Работаем с присланными ими материалами, выбираем и приглашаем членов жюри. На этот раз у нас было 278 заявок из 43 стран — отобрали гораздо меньше.