К тому моменту читатели уже могли убедиться, сколь эффектными у Иванова получаются бои средневековых дружин и сплавы на барках в скалах Урала — так что обещание звучало заманчиво.
В последующие годы писатель брался за самые разные темы, жанры и предметы, от ветеранов–афганцев, ведущих бандитские войны в девяностых, до советских пионеров, обращающихся в упырей, а география ивановских сюжетов далеко вышла за пределы Урала. Однако оправиться на ту единственную Гражданскую Иванов решился только теперь — и с бронепоездов пересел на бронепароходы.
Надо признать, смена транспорта как нельзя более соответствует авторским склонностям. "Мы — люди реки", — говорил Иванов когда–то в интервью о русских в целом. И уж конечно это определение верно по отношению к нему самому: и в названиях, и в сюжетах у писателя — сплошные реки. Уральская Чусовая — магистральная артерия всего раннего и среднего ивановского творчества (и художественного, и документального), а относительно недавний титанический двухтомник именуется "Тобол".
Никакой загадки в любви к воде и речному транспорту нет: родился будущий писатель в семье инженеров–кораблестроителей на Волге и много лет прожил на Каме. Как раз на берегу этих рек и происходит бОльшая часть действия "Бронепароходов".
Указание не слишком конкретное — учитывая протяженность берегов. Но в том–то и дело, что "Бронепароходы", роман для Иванова очень типичный, сделан, по его обычаю, размашисто. Здесь всего много: страниц (почти 700), локаций, сюжетных линий, действующих лиц — как вымышленных, так и исторических. Да и вымышленные нередко имеют реальных прототипов.
Мелькают Троцкий и Колчак, Лариса Рейснер и великий князь Михаил Александрович — тот, что мог бы, но не захотел стать царем после Николая II, отрекшегося в феврале 1917–го как раз в его пользу.
Большевики год спустя сошлют несостоявшегося Михаила II как раз на Каму, в Пермь — где князь будет похищен и без суда убит чекистами. Однако, поскольку признаваться в убийстве большевики не хотели и объявили, что Михаила Александровича схватили неизвестные и увезли неведомо куда, вскоре возникли слухи о выжившем, скрывающемся и тайно борющемся с красными князе. Мимо такого сюжета азартный беллетрист пройти, конечно, не мог.
Алексей Иванов, "Бронепароходы". М.: Рипол–Классик, 2023.