Основатели московского Музея современного искусства «Гараж» олигарх Роман Абрамович и его бывшая жена Дарья Жукова — коллекционеры и ценители живописи. Фигуры они заметные, арт-рынку хорошо знакомы, но про их коллекцию известны были лишь отрывочные данные.
Изучая утечку файлов кипрского бизнес-регистратора MeritServus, «Важные истории» совместно с The Guardian и несколькими другими международными изданиями обнаружили там опись коллекции и структуру владения ею. На 2018 год в коллекции было по меньшей мере 369 предметов искусства общей стоимостью 962 миллионов долларов — во столько ее оценили управляющие Абрамовича. В перечне — десятки шедевров: Фрэнсис Бэкон, Пабло Пикассо, Люсьен Фрейд, Альберто Джакометти, Клод Моне, Рене Магритт и другие.
Про некоторые из этих произведений было известно, что они куплены Абрамовичем. Скажем, приобретение им в 2008 году «Триптиха» Фрэнсиса Бэкона — самого дорогого объекта коллекции, обошедшегося в 86,3 млн долларов, — освещалось в прессе. Однако судьба многих полотен из этого собрания долгие годы оставалась загадкой. Так, про картину Казимира Малевича «Супрематическая композиция» (1919–1920) было известно лишь, что в 2000 году наследники художника выставили ее на аукцион, где она была продана за 17 миллионов долларов. Имя покупателя не разглашалось. Из файлов MeritServus следует, что уже в 2013 году картина принадлежала Абрамовичу.
Владение картинами у Абрамовича в последние годы было устроено так. Коллекция записана на учрежденную на Британских Виргинских островах, а затем переехавшую на остров Джерси компанию Seline-Invest. Эта компания, в свою очередь, контролируется кипрским трастом Ermis Trust Settlement, который был учрежден еще в 2010 году — тогда его единственным бенефициаром был сам Абрамович.
В начале 2021 года, уже после развода Абрамовича и Жуковой, бенефициарные доли в трасте были поделены между бывшими супругами пополам. Однако 4 февраля 2022 года, за три недели до российского вторжения в Украину, назначенные Абрамовичем управляющие траста приняли решение, которое, как считают опрошенные нами эксперты, вероятнее всего, было призвано защитить коллекцию от возможных санкций.
Абрамович уступил Жуковой 1%, и соотношение долей стало 51% на 49%. В ряде стран такой расклад позволяет существенно уменьшить риски того, что актив будет арестован, попади бенефициар 49% под санкции. Спустя месяц после внесения этих изменений Абрамович действительно оказался под санкциями ЕС и Великобритании. Его активы, в том числе футбольный клуб «Челси», были заморожены.
Арт-коллекции эти меры пока не коснулись. Тем не менее угроза не миновала. В настоящее время украинские власти составляют список произведений искусства, принадлежащих олигархам из окружения Путина. «Наша цель — изъять эти произведения искусства, ответственно их продать, а вырученные средства использовать на восстановление Украины», — говорит Александр Новиков, глава Национального агентства по предотвращению коррупции.
Картины этой коллекции и раньше нечасто попадали на выставки, а теперь, скорее всего, надолго потеряны для публики. «Прискорбно, что траст, распоряжающийся картинами, похоже, больше не может предоставлять их музеям, — рассуждает Георгина Адам, эксперт в области арт-рынков. — Санкции введены по понятным причинам. Получается, вложения Абрамовича в искусство привели к тому, что люди теперь лишены возможности увидеть часть величайших работ современности». Например, когда в октябре 2022 года в Британской национальной галерее открылась первая за 10 лет выставка Люсьена Фрейда, на ней отсутствовали несколько его знаковых картин, принадлежащих трасту Абрамовича и Жуковой.
Где находится коллекция, неизвестно. «Это поразительное собрание, из него одного можно было бы создать целый музей, — считает Эндрю Рентон, профессор Голдсмитс-колледжа Лондонского университета. — Трагично, что, если не будет найдено какое-то решение, эта коллекция останется невидимой на протяжении очень долгого времени».