Данная страница является Архивом, чтобы вернуться на основной сайт нажмите здесь
19 сентября, четверг
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

«В Грузии две партии: одни хвалят Саакашвили, другие ругают» – Гиголашвили

Размер текста Aa Aa
Lifenews
BB.LV 06:05, 30 сентября, 2023

Николай Кабанов


Самый влиятельный грузинский писатель, пишущий по-русски, — сегодня это, вне всякого сомнения, Михаил Гиголашвили. Ему 69.


С супругой Иветтой Горлахер дома в Саарбрюккене.
Источник: Пресс-фото

Проживающий в Германии автор ряда романов и эссе, активный комментатор современности, ответил на вопросы корреспондента “СЕГОДНЯ”, впечатленного только что прочитанной книгой, где сплелись криминал и религия, страстная эротика и драматичная история родной страны. В общем, терпко, пряно и обильно, как кавказский стол.

— Михаил Георгиевич, расскажите, как вы писали свой роман «Кока»? Насколько его авантюрная фабула связана с вашей собственной биографией? Евангельские главы — это ваш «молодой» текст или современная работа?

— Флобер как-то обмолвился: «Госпожа Бовари — это я», обозначив этим тот факт, что все, что содержится в романе, включая точки и запятые, — это автор. Конечно, в «Коке» есть и мои какие-то данные, и впечатления о загранице, о психбольнице или о тюрьме (о которых я знаю не понаслышке), впечатления счастливого детства в Тбилиси, воспоминания, какие-то истории, рассказанные кем-то, что-то услышанное там, тут.

Но я никогда не переношу в текст что-то, полностью срисованное с натуры. Личность автора должна свести все эти разные блоки в единое целое, чтобы ничего не перевешивало и не перекашивалось. В целом роман «Кока» вымышлен, как и большинство моих романов, хотя автор может наделить героя чем-то личным — например, предпоследний роман об Иване Грозном «Тайный год» вымышлен весь, хотя я использовал какие-то общеизвестные факты.

Насчет евангельской повести — это и старый, и новый текст. С ним приключилась авантюрная история: первый вариант этого короткого романа-повести под названием «Иудея» был мной написан очень давно, еще в бытность мою студентом, в 1970-е годы. Как известно, тогда компьютеров не было, а было три копии на пишущей машинке — и все. В итоге роман пропал. Через десятки лет какая-то женщина в Грузии, увидев по ТВ мое интервью Николаю Александрову и услышав о потерянном романе «Иудея», вдруг вспомнила, что у нее давным-давно валяется папка, которая так и называется. Она сказала об этом дочери, та нашла меня и переслала текст. Я его заново переработал, назвал «Лука», и мне показалось, что это будет неплохая концовка «Коки», где герой тоже пробирается сквозь дебри жизни — иногда добрые, а иногда очень злые и цепкие, но он упорно ищет свое место между добром и злом.

Как Эдуард Амвросиевич развёл наркоманию

— Вы в своей книге тепло вспоминаете Тбилиси времен Мжаванадзе. А как грузинская столица переменилась при Шеварднадзе?

— Я вспоминаю времена моего детства и юности. Первые 20 лет жизни я прожил при милейшем и добрейшем Василии Павловиче Мжаванадзе, потом 17 лет — при Шеварднадзе. В 1991-м уехал на работу в Германию и стационарно не жил в Тбилиси во времена Гамсахурдии — смута, и во времена Саакашвили — возрождение, хотя все время наезжал, навещая родных.

В 1972 году Брежневу доложили, что дела в солнечной Грузии совсем плохи: местный министр внутренних дел яростно борется с «негативными явлениями», в первую очередь — со взяточничеством и кумовством. Однако ему не хватает полномочий: «Надо бы повысить до первого!» Повысили. Чтобы оправдать высокое доверие, Шеварднадзе тут же объявил о начале кампании по борьбе с коррупцией и теневой экономикой, с цеховиками и подпольными миллионерами, благо компромата у него на весь город было выше крыши.

Он снял 20 министров, 44 секретаря райкомов, кучу разных партийцев, назначив на их места сотрудников КГБ и МВД (знакомый ход). За пять первых лет им было арестовано более 30 тысяч человек, еще 40 тысяч были освобождены от своих постов. И какой результат? Суммы взяток и прочие махинации с финансами выросли в разы — наценка за «опасность».

Параллельно в связи с опасностью подорожали другие товары, поскольку нарушились или вообще оборвались прежние цепочки: «ты — мне, я — тебе». После шеварднадзовского закона 1974 года об усилении борьбы с наркоманией широкие круги, знать не знавшие ничего о наркотиках, прочитали этот закон. Некоторые тут же кинулись пробовать запретные плоды, а другие — санитарки, сиделки, врачи, медсестры, завскладом, аптекари, просто обычные люди, — поняв, что на этом можно делать большие деньги, пошли рыться по закромам и домашним аптечкам в поисках ампул, порошков и таблеток. Поехали наркокурьеры в Азию, на Северный Кавказ.

И вместо борьбы с наркоманией этот закон привел к распространению наркотиков и барышничества, а наркотики наводнили страну. Словом, ничего особо не изменилось, все только подорожало. На первых порах Шеварднадзе боялись и ненавидели, потом как-то свыклись. Их тоже можно понять: вдруг разом столько семей лишились кормильцев — кому это приятно? В Тбилиси, как, впрочем, и повсюду, испокон века были, есть и будут две главные партии: одна — за того, кто сажает, другая — за того, кого сажают.

Помню из своего детства... Сталин недавно умер, и если за столом кто-нибудь поднимал тост за Сталина, то стол тут же делился пополам: на тех, кто умильно превозносил «отца народов», и на тех, кто яростно проклинал конопатое чудовище, убийцу и мучителя миллионов. Доходило до проблем — слишком свежо это все было.

«Русификация идёт полным ходом»

— В романе иронично упоминаются туристки «с северов». Как вы сейчас оцениваете отношения грузин с приехавшими россиянами и украинцами?

— Я всю юность лето проводил в Гагре и Сухуми (тогда это были цветущие курорты, ныне — развалины), где были разносторонние отличные контакты как с абхазами, так и с туристками «с северов». И в Тбилиси всегда было полно туристов и приезжих, к ним всегда относились хорошо, так что ирония — не ко всем, а конкретно к тем шалашовкам, которые в романе заразили парней венерической болезнью.

Грузины — великодушный и гостеприимный древний христианский народ. Он пережил всех поработителей, понимая своей мудрой народной душой, что зло злом не искоренить, только умножить, и нужно искать другие пути к сердцам людей, даже и врагов, как учил Иисус. Но сейчас там непростые времена.

Приезд десятков тысяч релокантов из РФ, среди которых сотни скрытых агентов, силовиков, диверсантов, бегущих не от путинской варварской идеологии, а от фронта или с заданиями, пока принес сильный, в два раза, рост цен на все — от продуктов до квартир, а на улицах — пробки из-за машин приезжих. Власти хвалятся, что релоканты принесли в бюджет много денег, хотя народу от этих сумм мало что достанется.

Недавно сын рассказал, что в моем районе Сололаки первые этажи скупили приезжие, устроили там бары и пивнушки и гомонят до поздней ночи. Это добром не кончится.

Что тут скажешь? Одна надежда на молодежь, которая вся европеизирована и которой диктат церкви, правительства, властей, милитантов-попов и возврат в совок вовсе не по душе. Но русификация идет полным ходом — обсуждается открытие русской школы, русского университета, всяких союзов и обществ, из которых потом вырастают пятые колонны, которые по приказу бункерного маньяка наверняка будут готовы взять страну за горло изнутри.

— Непонятно, что заставило правительство Грузии, не имеющее дипотношений с РФ, разрешить авиарейсы из Москвы, если против этого такие протесты. Только деньги?

— Мне больно, обидно и печально смотреть, что творит в Грузии купленное Кремлем правительство, потерявшее стыд и совесть. Кремль держит Иванишвили на крючке с помощью своих любимых методов и средств общения — шантажа, угроз конфискаций его доли в Газпроме, на чьи деньги и идет в основном война. Каков поп, таков и приход — парламент. Об этом человеке лучше всего сказала провидица Новодворская, назвав его «хитрым просоветским прихвостнем, предателем, агентом влияния, российской креатурой», который был завербован в Москве, где остались его главные активы, и вернулся в Грузию с миссией убрать Саакашвили, чьи реформы и выход Грузии на мировую арену были как бревно в глазу.

Поэтому надо было срочно ликвидировать Саакашвили, при котором о Грузии с восхищением и гордостью начали писали и говорить во всем мире, а сейчас, если и скажут что-нибудь по европейскому ТВ, то с разочарованием, недоумением, горечью или вообще молчат, как в доме покойника, недоумевая, как может страна, у которой диктатор оторвал треть, идти к нему же в хозобслугу.


Тбилисская молодежь 70-х, Михаил — первый слева.
Тбилисская молодежь 70-х, Михаил — первый слева.

В комментариях пишут: «Это страна лобио и хинкали»; «Грызуны пошумели-пошумели и притихли»; «Вначале киндзанулась, а теперь охинкалилась»; «Сейчас под нашим крылом будут процветать» и т. д.

А в цивилизованных странах политики стыдятся произносить слово «Джорджия» — это слово так много обещало в начале 2000-х.

Сила и слабость Саакашвили

— Как бы вы оценили правление вашего тезки, Михаила Николаевича? И какие у него есть перспективы?

— Перспектив у Саакашвили никаких, кроме одной: выжить после травли и психушки. А его правление лично я, не вдаваясь в споры, оцениваю очень высоко — в то время я часто бывал в Тбилиси, реформы шли у меня на глазах. Недаром некоторые называют его Михаил Строитель, но, в отличие от Давида Строителя, правившего 36 лет, Саакашвили был у власти всего несколько лет, хотя за это время успел сделать столько, что до сих пор нынешним кремлевским прихвостням в парламенте не удается изгадить и уничтожить.

Он пришел к власти, когда в стране не было ни газа, ни света, ни отопления, страна была в разрухе после гражданской войны с Гамсахурдией. И уже очень скоро Грузией стал восхищаться весь мир, ее ставили в пример, писали статьи, в Грузию начали ездить западные политики и туристы, потянулись фирмы всех мастей, открыли свои офисы и магазины, бизнесмены стали вкладываться в страну. Словом, жизнь кипела, все строилось и обновлялось, прокладывали дороги, закладывали города, осваивали далекие уголки вроде Сванетии, куда в свое время мало кто рисковал ездить. И разные люди писали у меня в комментариях: «Спасибо Грузии, показала всем, что коррупцию и взяточничество можно искоренить! Она дает нам силы жить!..» Сейчас вряд ли кто-нибудь будет благодарить, кроме ФСБ или ГРУ.

Легко понять, что коррупцию и взяточничество невозможно искоренять в белых перчатках. Из-за этого «пострадавшая» публика, раскулаченная или посаженная, начала ропать — ведь Саакашвили не только уволил многих из советских кадров, но и основательно перетряс все задние дворы, где делались деньги, изгнал воров. Ведь он пришел на пост президента с поста министра юстиции, то есть имел обширный компромат, который ему и позволил реформировать страну, вызвав у взяточников и рвачей ненависть. Так что теперь в Грузии опять две партии: одни хвалят Саакашвили, другие ругают... Но пророссийские силы свергли его. На этом возрождение Грузии притормозило, а после позорной сделки с Кремлем долго еще не будет возможным.

После Саакашвили иностранные туристы иссякли: что делать виноделам, боржомщикам, пивоварам, чаеводам, всякого рода мясникам и бакалейщикам, ресторанщикам, менялам, банкирам? Кроме как во всеядную Московию никуда и не сбагрить. Авиасообщение очень помогло этим категориям людей продавать свою продукцию в РФ, а в Грузии кормить, селить туристов, конечно, рады и отельеры, и хинкальщики, бармены и другая туристическая обслуга. Но думаю, что для народа, кроме удвоенных цен на продукты, жилье, стройматериалы и прочее, от всех этих бизнесов мало что останется. Вообще как бы не загреметь Грузии на скамью подсудимых как активной пособнице диктаторского режима.

Одно радует: это грузинский батальон, который воюет за Украину, спасая тем самым достоинство и честь своей страны, которая весьма потрепалась в загребущих руках русских ставленников, купивших и продавших Грузию с потрохами. А главный аргумент бидзинистов «Лишь бы не было войны!» — схож с тем, как если бы антилопа не хотела сердить льва, перед тем как он ею пообедает, а стая гиен дожрет остатки с рожками да ножками.

Награды и номинации Михаила Гиголашвили в России

Лауреат премии «Большая книга — 2010» (за роман «Чертово колесо»).

Финалист премии «НОС-2013» (за роман «Захват Московии»).

Лауреат 1-й премии «Русская премия — 2016» (за роман «Тайный год»).

Финалист премии «Русский Букер — 2017» (за роман «Тайный год»).

Финалист премии «Большая книга — 2017» (за роман «Тайный год»).

Финалист премии «Национальный бестселлер — 2021» (за роман «Кока»).

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Lifenews 28-летняя Анна Заворотнюк об ушедшей маме: «Ей там легче и лучше» (ВИДЕО)

"Мы, ее дети, должны быть ее продолжением, продолжать ее и двигаться дальше".

Lifenews 28-летняя мультимиллионерка Кендалл Дженнер изучала Лувр ночью и босиком (ВИДЕО)

"Какое неуважение швыряться своим богатством и привилегиями в лицо публики", возмущаются простые американцы.

Lifenews Вызовы Эвелины Блёданс: 55-летняя московская латышка и её особенный сын (ВИДЕО)

«Из больницы в больницу, походы к остеопатам, каждые три недели кровь сдавать».

Читайте еще

Lifenews «Я — сын оккупанта» – как в советское время попадали на Рижскую киностудию
Наш собеседник относится к поколению исторического 1945 года. Наверное, поэтому он и в зрелом возрасте сохраняет энергию, сочетаемую с мудростью. Портал bb.lv беседует с бывшим рижанином и москвичом, литератором, театральным деятелем и кинематографистом Валерием Стародубцевым, ныне живущим в Германии.
Lifenews Живой носитель мертвого языка: что латышский ученый двадцать лет делал в Москве?
Мертвый язык – звучит страшновато. Однако как невозможно представить сегодня медицину и юриспруденцию без латыни, так и языкознание опирается на изучение древнего санскрита.
Политика Чего ожидать от России, Израиля и США – прогнозы из Риги
На вопросы портала bb.lv отвечает Карлис Буковскис — директор Латвийского института внешней политики, доцент Рижского университета Страдыня.
Политика «Взаимное доверие и чувство принадлежности» - министр культуры Латвии
Агнесе Логина (1990) — самый молодой руководитель Минкульта нашей республики. Профессиональный киновед, образование получила в колледже Амстердамского университета (бакалавр) и Латвийской академии культуры (магистр).