Римская империя, виртуальная реальность и рассуждение о жестоком милосердии русскоязычной литературы: российский критик Егор Михайлов считает, что в 2023 году Виктор Пелевин смог наконец перезагрузиться и выдать один из лучших своих романов за много лет.
...Маркус Забаба Шам Аддин, бывший халдейский жрец, а ныне на удивление умелый гладиатор, становится телохранителем Порфирия, императора «с лошадиным лицом». Вскоре он спасает императору жизнь, и вдвоем они отправляются в титульный Элевсин. Что произойдет в точке назначения, толком неясно до самого финала, но преданные читатели Пелевина — а остались ли у него другие? — не будут слишком удивлены.
А вот что написал о произведении живого классика публицист Константин Мильчин:
"Главная тема года по версии Пелевина – дискуссии о виновности русской культуры. Русская культура развалила часовню, убила Лору Палмер, отравила воды и небесную твердь, и еще она хочет уничтожить человечество.
Пелевин весь год думал о Древнем Риме и даже прочитал от начала и до конца статью в википедии о разновидностях гладиаторов.
Пелевин очень обиделся на Галину Леонидовну Юзефович за то что она когда-то обозвала его женоненавистником. Все можно делать в этой жизни, нельзя только называть Пелевина женоненавистником.
В романе почти нет Буддизма. Даже Тибетской религии там совсем чуть-чуть.
Зато в романе есть прям отличный сюжет. В компьютерной симуляции Древнего Рима власть захватил Порфирий Петрович из "Преступления и наказания" и роман IPhuck 10. Он не человек, а алгоритм. Чего он хочет – непонятно, но поскольку он есть суть русской литературы, то значит он опасен! Главный герой, безопасник Transhumanism Inc должен втерерться в доверие к Порфирию и выяснить чего он хочет.
Лучшая цитата книги – "У России было две беды – дураки и дороги. Теперь это мудозвоны и автострады. Главная беда – заскреченная автострада, по которой мудозвонов завозят во власть".
В книге есть критикессы Галина Юзефович, и предположеительно, Наталья Ломыкина, а также, предположительно, Шамиль Идиатулин. Еще есть Эдуард Лимонов и Мария Захарова, но это не так интересно.
Что читал и смотрел Пелевин весь год? Смотрел "Звездные войны", а перечитывал – "Дюну" Фрэнка Герберта.
Военкоры в книге называются духокорами, но эта шутка особого развития не получает".
Иван Преображенский считает: "Я тоже согласен, что Пелевин – это графомания. Пишут тут, что некие литературные критики считают, что у пелевинщины и статей про быт Сурков на Крайнем Севере один автор. Мне вот тоже всегда казалось, что Пелевин стилистически так же чудовищен как роман и пьеса ОколоНоля. А кто конкретный автор вообще неважно".