Данная страница является Архивом, чтобы вернуться на основной сайт нажмите здесь
22 ноября, пятница
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Операция в ближнем зарубежье: что общего у Монголии и Донбасса

Размер текста Aa Aa
Lifenews
ЭКСКЛЮЗИВ! 18:46, 25 ноября, 2023

Алексей Евдокимов


Эту книгу* хочется не пересказывать, а цитировать: все равно лучше не сформулируешь.



Стилистическое совершенство Юзефовича неброское, не "набоковское": художественный текст его часто стилизован (ярче в предыдущем "Филэллине", сдержанней в свежем "Походе на Бар–Хото" — в обеих книгах повествование ведется от лица вымышленных исторических персонажей), но обычно прост.

Однако это простота ясности и совершенства. Такова же и авторская мысль: ясная, точная и емкая. "Мудрость" — характеристика, подходящая Леониду Юзефовичу больше, чем кому–либо из современных русских прозаиков.

"Поход на Бар–Хото" — повесть о войне, выходящая во время войны.

Сопоставление спецоперации в Монголии, в которой главный герой, российский офицер Борис Солодовников, участвует в 1912 году, с той, что сто десять лет спустя развернется куда ближе, на Украине, неизбежно и оправданно.

"Был цветущий край, а сейчас — ничего и никого", — это об окрестностях монгольской крепости Бар–Хото или о Донбассе?

"Что–то такое носилось тогда в воздухе от Германии до Монголии — вернее, копилось, как электричество, в стоявших над миром тучах и вот–вот должно было разрядиться молнией", — это о предчувствии Первой или Третьей мировой?..

Однако "Поход" — ни в коем случае не завуалированная публицистика, не аллегория. Действие повести разворачивается в предметно, ярко, со знанием дела и несомненной любовью описанной Монголии (стране, которой в той или иной степени посвящено большинство книг Юзефовича). Ее населяют живые, убедительные герои, действующие в конкретных и тоже убедительных исторических и этнографических декорациях.

Но сюжетные коллизии, в которых они участвуют, их переживания и мысли универсальны и легко применимы к другим обстоятельствам времени и места. Повесть и о той войне, и об этой — потому что она о войне вообще ("Вначале мы видим ее со спины, с парадами и развернутыми знаменами, а потом она поворачивается к нам оскаленным ртом трупа"). Более — шире — того: она о войне как части истории, о смерти как части бытия.

Именно поэтому "Поход" — книга не столько страшная (хотя она часто страшная), сколько горькая. В ней хватает зверств, мерзости, в ней собаки едят на улицах непогребенных покойников, а кликуша, которого потом провозгласят святым, велит сжигать пленных. Но главная эмоция, что одушевляет текст и передается в итоге читателю — не ужас, не отчаяние, а печаль. Она остается после того, как ты примешь и ужас, и отчаяние, осознаешь и переживешь.

* Леонид Юзефович, "Поход на Бар–Хото". М.: АСТ, 2023.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Lifenews 28-летняя Анна Заворотнюк об ушедшей маме: «Ей там легче и лучше» (ВИДЕО)

"Мы, ее дети, должны быть ее продолжением, продолжать ее и двигаться дальше".

Lifenews 28-летняя мультимиллионерка Кендалл Дженнер изучала Лувр ночью и босиком (ВИДЕО)

"Какое неуважение швыряться своим богатством и привилегиями в лицо публики", возмущаются простые американцы.

Lifenews Вызовы Эвелины Блёданс: 55-летняя московская латышка и её особенный сын (ВИДЕО)

«Из больницы в больницу, походы к остеопатам, каждые три недели кровь сдавать».

Читайте еще

Lifenews Книжная полка: у всех свои катастрофы
Лорри Мур, "Запертая лестница". СПб: Подписные издания, 2023.
Lifenews Книжная полка: легко ли быть музой художника?
Книга Людмилы Ермолаевой "Легко ли быть музой. Портрет жены художника длиною в жизнь" увидела свет уже после ее неожиданного ухода в конце декабря.
ЧП и криминал Жизнь и смерть Евгения Пригожина: до сих пор жив и пьет ром на Кубе?
"Наш бизнес — смерть, и бизнес идет хорошо" — значилось у группы "Вагнер" на нарукавных шевронах. Журналист–расследователь Илья Барабанов, после начала войны в Украине релоцировавшийся в Ригу, написал книгу о феномене российского наемничества, и представил ее на днях в столице Латвии, для аудитории, в основном представленной бывшими коллегами по медийному цеху РФ, оказавшимися в эмиграции.
Lifenews А зомби здесь тихие
Алексей Поляринов, "Кадавры". М.: Inspiria, 2024.