В этом городе когда–то родилась легенда о человеке–медведе, которой еще в начале ХIХ века заинтересовался французский писатель Проспер Мериме, написавший по мотивам этой истории мистическую и удивительно увлекательную новеллу "Локис". Этой легенде посвящена и целая экспозиция тамошнего музея.
Родила графиня в ночь
Ехать в Рокишкис можно по–разному: или через Зарасай, а далее, повернув на Обяляй, по трассе прямо, или от Даугавпилса на Илуксте, затем поворот налево на Эглайне и Субате, потом — тоже все время прямо. И все! Через час цель достигнута! Искать музей в Рокишкисе тоже долго не приходится — каждый местный житель любит и знает эту достопримечательность, с готовностью рассказывает (в том числе на русском языке!), как лучше туда проехать, где оставить машину, где потом пообедать.
Впервые Рокишкис в письменных источниках упоминается в 1499 году. Окрестности этого поселения отличала пестрая многонациональность — помимо литовцев тут жили русские, белорусы, латыши, татары, украинцы, караимы, евреи.
Название города переводится как "Заячье место", правда, ни один ушастый нам не встретился. Вернее, одного мы видели, правда, он каменный — сидит на главной улице города. Но есть и другой вариант названия — город был наречен в честь охотника Рокаса, который во времена давно минувших дней добыл здесь немало зайцев.
У кассы дежурит чучело медведя, угодливо держа в лапах поднос для предполагаемых подношений от гостей и посетителей музея. Но тот ли это медведь–оборотень, который долго скрывался в лесах, пока его, наконец, не подстрелили на великокняжеской охоте? Если кто–то не знаком с новеллой Проспера Мериме, то вкратце перескажу ее сюжет.
На охоте, которую очень любили местные граф и графиня, случилось несчастье — медведь утащил графиню в берлогу. Когда удалось застрелить хищника, несчастная жертва была без памяти. А когда очнулась, стало очевидным, что у нее случилось помешательство от пережитого шока и пребывания в лапах у свирепого хищника. Потому пострадавшую отправили лечиться в Петербург, где при осмотре медиками выяснилась интересная деталь: графиня — в пикантном положении. В положенный срок она благополучно родила мальчика, но после родов психическое состояние матери лишь усугубилось, чередуясь то идиотическим слабоумием, то буйным помешательством. Каждый раз, когда ей показывали сына, графиня в страшном испуге махала руками и кричала: "Убейте зверя! Убейте зверя!" Никто тогда не понимал смысла этих слов, но на всякий случай мальчика растили без материнского участия.
Когда он под присмотром нянечек вырос и ему пришло время жениться, старый граф благословил его на брак с польской панночкой Юлией. Комната, где молодые после свадьбы проводили первую брачную ночь, находилась над покоями автора новеллы, который был знаком с хозяевами имения и потому был приглашен на мероприятие. И в три часа ночи он заметил, что мимо окна что–то с шумом рухнуло. А наутро все были шокированы: панну Юлию обнаружили под окнами замка, растерзанной каким–то зверем, а молодой граф после той ночи исчез.
На том новелла заканчивается. Но у местных жителей до сих пор бытует поверье, что исчезнувший граф, рожденный от медведя и в роковую ночь тоже ставший медведем, еще долго охотился за молодыми девушками, неосторожно зашедшими в лес, пока одному из охотников не посчастливилось застрелить оборотня. И теперь его чучело, сделанное из шкуры того самого медведя, как клятвенно уверяют смотрители музея, встречает каждого посетителя у входа.
Судьба богореза
Нетрудно отделить легенду от реальной истории. После исчезновения молодого графа поместье старым хозяином замка было передано городу. Есть в центре Рокишкиса уютное кафе "Старый граф", в котором имеется бронзовый бюст бывшего хозяина имения. И здесь же подают фирменное блюдо под названием "Старый граф" — очень вкусно! Когда мы после экскурсии расправлялись с этим яством, то все еще находились под впечатлением услышанной легенды — нам грезилось, что именно так потчевали гостей графа. И мы будто переносились в ту эпоху, когда здесь окрест бродил медведь–оборотень. Мурашки бежали по коже, и оттого трапеза становилась еще таинственнее и загадочнее.
Построили этот красивый дворец в 1801 году представители известного рода Тизенгаузенов, которые перенесли в Рокишкис свою резиденцию из белорусского города Поставы. Чуть более чем через сто лет уже другие владельцы — Пшездецкие — основательно перестраивают дворец. Он становится больше по площади, к стилю классицизма прибавляются элементы барокко. Дворцово–парковому комплексу крупно повезло, поскольку в 1952 году было принято решение на его базе открыть краеведческий музей, благодаря чему мы можем сегодня и зданием полюбоваться, и побродить по парку с прудами, на которых летом плавают черные лебеди, и увидеть ценнейшую коллекцию вещей, принадлежавших последним владельцам поместья.
Когда входишь на территорию музейного комплекса, то поражаешься масштабам усадьбы. По бокам огромного газона с шикарным розарием посередине находятся два флигеля, построенных из серого полевого камня и украшенных белыми колоннами. В одном из флигелей расположился музей–галерея Лёнгинаса Шепки, самого известного литовского резчика по древесине, которых зовут богорезами. Он умудрился прожить несколько жизней: от деревенского дурачка, попрекаемого за кусок хлеба вдовой брата, до прославленного мастера, чьи работы выставлялись в Америке на Всемирной выставке. При всем при этом он был самоучкой, да и инструментами пользовался самыми примитивными.
Здесь каждый посетитель музея просто застывает в изумлении: богорезы могли из единого куска древесины, без стыков и замков, вырезать целые гроздья цепей, причем каждое звено — с особым, неповторяющимся узором.
Знатный род
Красота усадьбы, а также виды ее обширного прекрасного парка вдохновляли на творчество и постижение наук последующего владельца — орнитолога и художника Константина Тизенгаузена, который писал на этом чудном приволье свои картины.
Немецкий род Тизенгаузенов был внесен в дворянские матрикулы трех прибалтийских губерний, а также в родословные книги Виленской, Воронежской, Подольской, Рязанской, Саратовской, Санкт–Петербургской и Тверской губерний.
И кого только среди этих Тизенгаунов не было! Военные, епископы, обер–прокуроры, декабристы, морские инженеры, действительные тайные советники и даже исследователь Арктики, а также историк, директор Департамента русского искусства аукционного дома "Кристис".
Со стен дворца сегодня смотрят портреты графа Константина Тизенгаузена и его сестры графини Софии Шуазель–Гофье Тизенгаузен (1790–1878), известной как автор исторических романов и мемуаров.
Весной 1812 года юная София знакомится с императором Александром I, у них завязываются длительные дружеские отношения. София Тизенгаузен стала одной из представительниц польско–литовской аристократии при дворе, удостоилась звания фрейлины в свите российских императриц Елизаветы Алексеевны (супруга Александра I) и Марии Федоровны (мать царя). В знак особого расположения Софии была пожалована бриллиантовая брошь. Неудивительно, что в своих мемуарах образ русского императора описан ею с заметной симпатией.
От татаро–монголов до лесных братьев
Чудеса наяву начались в 1970–х годах, когда бывшие графские слуги понесли в музей оставленную им на хранение дворцовую утварь. Из тайников на свет появлялись прекрасные вазы, дорогая фарфоровая посуда, подносы, часы, резная мебель, одежда и прочее графское имущество. Вещи передавались или продавались музею за символическую цену.
Храня верность ушедшему времени, люди из семей дворцового повара, лакея, няни десятилетиями сберегали то, что им доверили сохранить. А когда стало окончательно ясно, что графы в имение не вернутся, передали все в музей. В то время был еще жив дворцовый лакей, сумевший по памяти восстановить место нахождения каждого предмета. Так что представленная сегодня обстановка в залах мало чем отличается от истинной.
Величайшую ценность во дворце Рокишкис представляла коллекция произведений искусства. Дворцовые стены украшали подлинники Тициана, Караваджо, Рубенса, Брейка и других известнейших мастеров. В годы Первой мировой войны часть картин была вывезена в Киев и… исчезла. Однако некоторые произведения все же уцелели и сегодня представлены в экспозиции.
Среди них "Юдифь", созданная около 500 лет тому назад, картина принадлежит кисти художника позднего итальянского Ренессанса Анреа дель Сатро. Работы этого флорентийского живописца заказывал даже король Франции Франсуа I, частная коллекция живописи которого положила начало музею Лувра.
Но не только графской жизни Тизенгаузенов посвящены покои замка. Здесь собраны свидетельства всех эпох: от каменного века до незапамятных времен. Есть окаменевшие доисторические животные, каменные топоры, шлемы татаро–монголов, инкрустированные золотом и серебром, фанерный портфель ученика начальных классов довоенной литовской школы. В одной экспозиции помещены материалы о партизанах и "лесных братьях": создатели и оформители музея не делают разницы в их предпочтениях, а потому и те и другие, по мнению гида, народные защитники.
Дорога к храму
На средства Тизенгаузенов и Пшездецких в Рокишкисе в конце XIX века был возведен костел Святого Матфея — главная достопримечательность города. Место для него выбиралось с большим смыслом, когда от Бога до порога — прямая дорога! До графского, разумеется. Вышел из дворцовых дверей — и пошел потихоньку к Богу, никуда сворачивать не надо, дорожка сама выведет.
Говорят, будто строительство храма обошлось более чем в миллион золотых царских рублей. Но историки считают, что семья графа никогда не говорила о конкретной сумме: "Только Бог знает об этом, нам нет нужды считать деньги". Не сохранилось документов, связанных с финансовой отчетностью строительства, и нельзя сказать точно, во сколько обошлось возведение храма. Можно себе только представить, сколько было затрачено средств, если посчитать, что в каждый кирпич добавляли для прочности по пять яичных белков, а чаша для омовений в храме сделана из настоящей огромной раковины. И впрямь — сумма набегает фантастическая. Начал строить этот храм в 1866 году граф Рейнольд Тизенгаузен, а заканчивала строительство в 1880–1885 годах его сестра Мария, вышедшая замуж за представителя рода Пшездецких.
Храм в день нашего визита в Рокишкис был почему–то закрыт, но, когда мы попросили, его великодушно открыли, чтобы мы могли оценить не только его завораживающий внешний вид, но и убранство внутри. И надо признать — впечатляет очень сильно! Когда с наветренной стороны на фоне неба мы смотрели на главную колокольню, то казалось, будто она на фоне стремящихся вдаль облаков куда–то через века мчится.
Может, это ощущение подчеркивалось еще и тем, что еще были совсем свежи впечатления от легенды о медведе–оборотне — храм усиливал зримые и умственные образы, заставлял поверить в невозможное и неправдоподобное, в том числе и то, что написал в своей легенде Проспер Мериме.
Для справки
Сегодня в городе Рокишкис проживает около 15 тысяч человек. Рокишкский район славится сырами, мясными и рыбными изделиями. В городе действует семь пекарен, выпекающих самые разные сорта хлеба. Здесь создают сельскохозяйственную технику, производят альтернативную энергию ветровыми станциями.
В советское время в этом городе работали Опытно–экспериментальный завод сельскохозяйственных машин, сыродельный завод, консервный завод и завод комбикормов, швейная фабрика.
В период с 1965 по 1985 г. тут был аэропорт, из которого осуществлялись регулярные рейсы в Вильнюс.
А еще здесь кипит театральная жизнь: регулярно проходят фестивали профессиональных и любительских театров, причем этой традиции уже более 30 лет. Кроме того, в Рокишкисе с успехом проходит Международный фестиваль органной музыки.