Данная страница является Архивом, чтобы вернуться на основной сайт нажмите здесь
22 ноября, пятница
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

«Главное — самому не стать оливье»: русская литература за гранью диктатуры

Размер текста Aa Aa
Lifenews
BB.LV 10:05, 30 декабря, 2023

Николай Кабанов


Обычно, когда сейчас разговариваешь с русскими интеллектуалами, то приходится отмечать, что они — уехали. Нынешняя собеседница газеты «СЕГОДНЯ» — Алина Александровна Витухновская, российская поэтесса, писательница, общественный деятель, правозащитница, политик. Живет в Москве и высказывается совершенно откровенно. На то есть основания.


Источник: Пресс-фото

«Мы скатились в диктатуру»

Впервые выпустившая стихотворный сборник в 20 лет, Витухновская — член Союза писателей Москвы, член Международного ПЕН-клуба, член «ПЭН-Москва» и Ассоциации «Свободное Слово». В 1994 году была арестована сотрудниками ФСК (ныне ФСБ) по сфабрикованному обвинению в хранении наркотиков. После года, проведенного в Бутырке, выпущена под поручительство Русского ПЕН-Центра. Отказалась от политического убежища в Швеции. В 1997 году была вновь арестована и провела еще полгода в тюрьме. Процесс активно освещался российскими СМИ, а также в США, Великобритании, Германии, Швеции и Финляндии. В общей сложности (с апелляцией) процесс длился 5 лет. В апреле 1998 года приговорена к полутора годам лишения свободы (в качестве срока ей было засчитано пребывание в предварительном заключении). Автор 20 книг поэзии и эссеистики, участник 10 антологий, блогер. В 2018 году выдвигала свою кандидатуру в президенты РФ.

— Алина, четверть века назад мне довелось с вами беседовать после того, как вас освободили из-под ареста госбезопасности. Тогда поднялась волна общественного резонанса. Как вы оцениваете реакцию писателей, интеллигенции России на запрет книг Акунина, Быкова, на содержание в тюрьме их коллег?

— Ситуация в России с тех пор радикально изменилась. Я попала в тюрьму, пусть и по сфабрикованному ФСБ делу, во время расцвета демократии. Это был уникальный процесс и по абсурдности, и по резо-нансности. Меня защищали Андрей Битов, Андрей Вознесенский, Александр Ткаченко и другие литераторы. К процессу подключились и политики, и правозащитники — Сергей Ковалев, Валерия Новодворская. Обо мне писали все российские и многие иностранные СМИ. Сейчас такое сложно себе представить.

Мы скатились в диктатуру. Запрет книг — это отвратительно. Это вульгарное, карикатурное действие, попытка имитировать репрессии 30-х годов прошлого века. РФ сейчас — это государство-имитация. К счастью, Быков и Акунин находятся не в России и для них нет никакой прямой угрозы. Содержание же в тюрьмах политзаключенных, арестованных за высказывания — вещь куда более страшная. Об этом надо кричать везде. И я также надеюсь на поддержку западных СМИ и правозащитных организаций.

— Среди того литературного, художественного сообщества, с коим вы коммуницируете, какова доля лоялистов и оппозиционеров?

— Примерно 30% лоялистов и 20% оппозиционеров. Остальные молчат. Их взгляды мне не известны. Но в целом в обществе нет поддержки происходящего. Поддержка нарисована пропагандой. Причем пропаганда модернистская, а постсоветская реальность — постмодернистская. А глобальная реальность — уже постинформационная. Здесь все не соответствует времени, все не соответствует контексту.

— Кому сейчас помогает российский писатель или поэт, который просто пишет книжки и встречается с читателями, стараясь не участвовать в политике ни с какой стороны?

— В начале эскалации я сказала бы, что они помогают путинизму и нормализации. Но сейчас скажу — они не влияют ни на что. Я как либерал считаю, что каждый имеет право распоряжаться своей жизнью как ему угодно. Ряд политиков превратились в агрессивных моралистов. Это плохо, они теряют связь с народом. И я не хочу им уподобляться.

— Среди ваших знакомых есть те, кто сейчас, по повестке, надел военную форму России? И что сделали те, кто должен был сделать это, но не пожелал?

— У меня нет таких знакомых. Все, кому что-то угрожало, покинули Россию.

«Санкции эффективно обходятся»

— Некоторые люди из Латвии сейчас находятся в Москве и помещают в социальных сетях фотографии блестящего столичного центра, иллюминаций и тому подобного. Настроение — праздничное?

— Нет. Хотя в центре всегда поживее. По итогам года мы наблюдаем у граждан дикую растерянность, полную потерю надежды. На лицах буквально — обвал черт. Никто из них при этом не осмеливается констатировать, что происходит на самом деле. Так ведут себя безумцы, тихие помешанные, которых настолько пугает сама мысль о том, что то, что происходит — происходит всерьез и именно с ними, что они готовы на любые искажения реальности, вплоть до всем известного феномена деперсонализации.

— В Евросоюзе вводятся все новые санкции против РФ. Как на бытовом уровне это влияет на ту когорту, условно назовем, средний класс, который занимает большую часть русских городов-миллионников?

— Санкции эффективно обходятся, они радикально не влияют на ситуацию. Запад продолжает закупать российские нефть и газ через посредников. И это большая проблема. Вообще путинизм — это не только проблема России, это глобальная проблема, проблема всего мира. Никаких особых трудностей так называемый средний класс не испытывает. Кроме, собственно, проблемы власти, для которой он является расходным материалом. У кого не отберут жизнь, у тех отберут деньги.
Выборы, выборы...

— Очередной срок Путина, как можно понять, это уже дело абсолютно решенное — или в 2024 году в дело может встрять какой-либо «черный лебедь»?

— Конечно, это абсолютно решенное дело. Ситуация может быть преломлена силой равной или превосходящей. Внутри России таких сил сейчас нет. Та оппозиция, которая еще осталась, должна быть сохранена для будущего. Я против самоубийственного самопожертвования. Но эти силы есть на Западе. Дело в нерешительности западных политиков и отчасти в их коррумпированности.

— Как вы оцениваете кейс госпожи Дун-цовой? Что это было — заявка на «русскую Тихановскую», борьба башен Кремля, или что-то еще?

— Я не могу утверждать, у всех есть презумпция невиновности. Но интуитивно кейс Дунцовой кажется мне системным проектом, пробным шаром. Дунцова похожа на человека, которого двигают втемную. Она не может сформулировать свою собственную политическую мотивацию и целеполагание. С одной стороны, по причине невозможности озвучивать ряд важнейших тем в российской юрисдикции. С другой — потому что просто не умеет артикулировать актуальные политические тренды. В результате мы имеем попытку легитимации «выборов» через случайную фигуру. Введение в заблуждение некоторой части электората. Попытку смягчить женский протест против эскалации.

— Когда последний раз вы выезжали на Запад? Существует ли такая возможность сейчас и есть ли в этом потребность?

— В двухтысячных. Чаще всего я выезжала в Германию. Возможность есть, границы открыты. Но туризм мне не интересен. Интересны литературные и деловые проекты. Потребность в них, конечно, есть.

— Ну и последний вопрос — могли бы вы выразить собственное культурно-философское отношение к феномену празднования Нового года в России?

— Это такой же феномен, как и во всем мире. Для меня подобные праздники абсурдны. Я не хочу праздновать победу времени над человеком. А для большинства людей это просто повод отдохнуть от обыденности и работы. Это ритуал. С поеданием ритуальных блюд. Здесь россиянину важно проявить политическую субъектность и самому не превратиться в ритуальное блюдо, в оливье или хуже того — окрошку.

— Спасибо, и удачи вам в 2024 году!

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Lifenews 28-летняя Анна Заворотнюк об ушедшей маме: «Ей там легче и лучше» (ВИДЕО)

"Мы, ее дети, должны быть ее продолжением, продолжать ее и двигаться дальше".

Lifenews 28-летняя мультимиллионерка Кендалл Дженнер изучала Лувр ночью и босиком (ВИДЕО)

"Какое неуважение швыряться своим богатством и привилегиями в лицо публики", возмущаются простые американцы.

Lifenews Вызовы Эвелины Блёданс: 55-летняя московская латышка и её особенный сын (ВИДЕО)

«Из больницы в больницу, походы к остеопатам, каждые три недели кровь сдавать».

Читайте еще

Lifenews «Я — сын оккупанта» – как в советское время попадали на Рижскую киностудию
Наш собеседник относится к поколению исторического 1945 года. Наверное, поэтому он и в зрелом возрасте сохраняет энергию, сочетаемую с мудростью. Портал bb.lv беседует с бывшим рижанином и москвичом, литератором, театральным деятелем и кинематографистом Валерием Стародубцевым, ныне живущим в Германии.
Lifenews Живой носитель мертвого языка: что латышский ученый двадцать лет делал в Москве?
Мертвый язык – звучит страшновато. Однако как невозможно представить сегодня медицину и юриспруденцию без латыни, так и языкознание опирается на изучение древнего санскрита.
Политика Чего ожидать от России, Израиля и США – прогнозы из Риги
На вопросы портала bb.lv отвечает Карлис Буковскис — директор Латвийского института внешней политики, доцент Рижского университета Страдыня.
Политика «Взаимное доверие и чувство принадлежности» - министр культуры Латвии
Агнесе Логина (1990) — самый молодой руководитель Минкульта нашей республики. Профессиональный киновед, образование получила в колледже Амстердамского университета (бакалавр) и Латвийской академии культуры (магистр).