Как в машине времени…
Экспозицию на первом и цокольном этаже сотворили две художницы — Тамара и Александра Чудновские, мама и дочка. Тамару мы больше знаем как признанного художника по изготовлению кукол, а Александра скорее график и фотограф. Тамара украсила больше первый этаж — как собственными творениями, так и экспонатами своей богатой, собранной за многие годы коллекции. Работы Александры мы увидим в цокольном этаже. Хотя, конечно, иные из экспонатов обе дамы делали вместе.
В гостиной бывшей квартиры архитектора Константина Пекшена, а ныне большой комнате Музея югендстиля, вас встречает большая украшенная елка, на которой мы видим около 140 игрушек и декоров, изображающих ангелов. Самых разных времен и разного облика, те, что художник Тамара собирала и создавала сама. Мы узнаем те изображения лика ангелов, которые видели на изделиях и художественных произведениях короткой эпохи ар–деко, — их, как поясняет директор музея Агрита Типане, в то время продавали массово, нужно было только вырезать и поместить на ветки елки. Но есть здесь и необычные декоры — ангел в шубе, к примеру, ангел с огромным сердечком в руках, гирлянды из ангелочков. Тамара Чудновская назвала это пространство "комнатой ангелов".
Следует отдать должное и сотрудникам музея во главе с директором — совершенно необычные, яркие экспозиции здесь проходят постоянно. Таких мероприятий самого разного образа, на самые разные темы, из эпохи ар–нуво, стиля модерн, здесь проходит множество. Вплоть до праздников в стиле эпохи на улице Алберта, где расположен музей. В его коллекции множество нарядов — и главное, шляпок, надев которые, сразу возвращаешься более чем на 100 лет назад… И все это можно примерить здесь в любое время и сфотографироваться в образе дамы ар–нуво. Такая своеобразная машина времени.
— Каждый месяц мы приглашаем наших гостей и на тематические беседы, — сообщает г–жа Типане. — В этом месяце мы расскажем обо всем связанном с повседневными вещами зимнего периода эпохи модерн. Видите, здесь женские ботинки для катания на катке начала ХХ века — даже с каблучком! Это из коллекции музея. Мы рассказываем обычно о том, кто и как производил эту продукцию, немного сведений из истории вопроса, приводим разные любопытные факты.
Елка из… гусиных перьев
— А вот эта елочка в соседней комнате — даже не угадаете, из чего она сделана! Это покрашенные зеленой краской гусиные перья, вставленные в вертикальный держатель. Когда ставить елку на Рождество стало модным и повсеместным явлением, их начали активно рубить. Но это же означает опустошать европейские леса! И уже тогда придумали, что можно сделать "искусственную" елку. И декор на елке тоже плод фантазии Тамары на тему украшений той эпохи. И свечи, как видите, настоящие на елочке. Это, конечно, было очень опасно. Я сама в детстве была свидетелем, как в доме моей подружки загорелась от свечей елка. Это было просто ужасно!..
В вертикальных стеклянных витринах соседних комнат мы можем увидеть настоящего латвийского Деда Мороза, каким его делали в конце XIX — начале ХХ века именно в наших краях. Вот это керамические, глиняные, деревянные, скрепленные порой проволокой подставки для свечей — возможно, их делали сами дома. В то время вообще очень много игрушек мастерили всей семьей. И это так сближало членов семьи, радовало их, создавало ощущение праздника!
А какие рассылали рождественские открытки! Сколько фантазии и теплых чувств в этих немного наивных кусочках картонки! Наш музей каждый год к Рождеству издает коллекцию таких старинных открыток конца XIX — начала ХХ века. Стараемся каждый год разные находить. Тоже такая исследовательская работа наших сотрудников.
Конечно, и конфеты вешали на елку в разных заманчивых видах. А вот эти декоры со старинными узорами продавались массово — их разрезали, наклеивали на основу и вешали на ниточке на елку. Порой кружевами украшали такие поделки, кусочками ткани. Так что наклейки, которыми сейчас забавляются наши внуки, — не сегодняшнее изобретение.
Куклы и "рог изобилия"
— А вот эти большие стеклянные игрушки начала ХХ века, конечно, очень красивые, но очень тяжелые и в то же время невероятно дорогие. Далеко не каждая семья могла себе позволить такие елочные украшения.
Мы видим в следующей витрине дивных старинных кукол, которые мечтала получить в подарок на праздник каждая девочка. Это подлинные изделия тех времен, которые Тамара отреставрировала. И новые платья им сшила — но из тканей того времени, которые специально находит в антикварных магазинах — тюль, бархат.
А вот эти фигурки запеленутых младенцев делали из ваты и вешали на елку — они были очень популярны в то время! У нас побывал один пожилой немец из Баварии — сказал, что точно такие же игрушки он помнит из своего детства. Их "укутывали" сами, как правило, а куколок таких можно было купить.
Из фольги делали лодочки с парусами, украшали их покупными наклейками. Видите, парус укреплен на орехе. И первые аэропланы в то время появились — конечно, этим их крохотным копиям, которые мастерили дома, тоже находилось место на рождественском деревце. И уменьшенным копиям первых автомобилей.
В цокольном этаже елка украшена изделиями "Сваровский" и во многом — "рогом изобилия" работы Чудновских. Да–да, в то время, желая благополучия своей семье в будущем году, украшали елки такими игрушками.
Фото, кино, шкатулки
— А все стены в этих помещениях увешаны графическими работами художницы Александры Чудновской, которые выполнены в разных техниках. На большинстве из них фотографические изображения украшены разным декором, чаще "золотым" и "серебряным", как было принято в ту эпоху, иные — с добавлением пастели, акварели, карандаша.
В стеклянных витринах — елочные шары авторской работы Тамары и Александры. Видите, какая богатая фантазия у обеих. Сами стеклянные шары покупные, а росписи на них — авторские. У нас выставлены шары с картинками стиля модерн, ар–нуво — типичные изображения женщин и мужчин в праздничных нарядах того времени, пейзажей, зданий, первых машин. У них несколько таких тематических коллекций. А это собрание художницы готовили специально к нашей выставке.
Я узнала зеленую стеклянную шкатулочку, которую помню из своего детства — она стояла на трюмо у моей бабушки. Вещица типичного ар–деко, как и несколько других изящных изделий — из коллекции Чудновских.