Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал результаты своей историко-культурной экспертизы, с тем чтобы внести изменения в градозащитный закон № 820-7, стоящий на страже всех зданий, построенных до 1917 года. Этот критерий решено отменить, а здания, которые поддерживают и формируют историческую городскую среду, почему-то назвали «несредовыми». Грубо, криво, антинаучно, против всех правил — словом, как умеют.
В список приговоренных попали дореволюционные флигели, конюшни, сараи, кузницы — все, что составляет поэтический мир Петербурга Достоевского, например. На что едут посмотреть туристы. Что мы сами так любим в нашем городе. В таком объеме историческая застройка в России сохранилась только здесь.
«Несредовые» здания можно будет произвольно перестраивать, сносить. Но и со «средовых» зданий снимаются многие ограничения. При этом правила их охраны сформулированы крайне нечетко. Например, указано, что охране подлежит часть здания. Но какая именно часть, не говорится, — комментирует зампредседателя общества «Старый Петербург» Александр КОНОНОВ. — То есть мы возвращаемся к тому, от чего уходили: можно будет создавать новые объекты, сохраняя перед ними стеночки, имитирующие сохранение исторической среды«. В таком случае Петербург Достоевского попросту исчезнет.
«Исторические здания в Санкт-Петербурге составляют характер города. Без них памятники становится одинокими, они вырываются из среды, и город лишается того, чего ни один мегаполис России не имеет: исторической атмосферы, духа. Почему все так восторгаются Петербургом? Не только потому, что здесь есть выдающиеся памятники архитектуры, но и потому, что они сохранились в исторической среде», — утверждает председатель общества «Старый Петербург» Михаил Мильчик. И как зампредседателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга напоминает, что Совет давно бездействует. Глава его губернатор Александр Беглов манкирует своими обязанностями, возмущается газета "Труд".