Сразу несколько российских режиссеров, уехавших за границу, в мае представляют свои премьеры: Дмитрий Крымов покажет в литовской Клайпеде «Реквием», Юрий Бутусов ставит в Риге спектакль под названием «Гоголь. Портрет». А также по всей Западной Европе и Северной Америке - марш релокантов.
Опера «Евгений Онегин» Василия Бархатова в Бонне
«Евгения Онегина» Бархатов похоже исследует всю жизнь — это уже четвертая для него версия оперы, и, как он сам говорит, в ней по-прежнему удается находить что-то новое. Татьяна на велосипеде и в грубых ботинках, Онегин в свитере косичкой, шапки с кисточкой, кружевные воротнички и еще много узнаваемой российской эклектики, из-за чего история вышла живой и насыщенной — без кринолина и условностей.
«Я — Марлен» Саввы Савельева в Париже и Праге
Спектакль с Екатериной Варнавой и Семеном Штейнбергом, выросший из фотографии легендарной встречи Марлен Дитрих и Константина Паустовского. Савва Савельев — один из немногих (если не единственный) режиссеров, который продолжает сегодня работать и в России, и за границей. И в своей постановке он также держит связь — между голливудской легендой и умирающей старухой из села Заборье.
«Свадьба Фигаро» Кирилла Серебренникова в Берлине
Премьерные показы второй части трилогии комических опер Моцарта, которую Серебренников взялся поставить для берлинского театра целиком (первая часть — «Так поступают все женщины» — вышла в 2018 году, а в 2025-м будет и третья, «Дон Жуан»). Интерес к постановке высокий: Серебренников традиционно препарирует хрестоматийные оперные сюжеты, вводит приметы времени и высвечивает то, что важно именно сейчас.
Apocalypse Tomorrow Евгения Кулагина в Лимассоле
Режиссер Евгений Кулагин и хореограф Иван Евстигнеев ставили с Кириллом Серебренниковым «Барокко» и «Черным монахом». Артисты Никита Кукушкин (признан иноагентом), Один Байрон, Светлана Мамрешева также хорошо известны по работе в «Гоголь-Центре». А все это вместе — первая постановка нового объединения Kirill & Friends gGmbH, по сути продолжения ГЦ. Много движения, вокала, веселья, драмы — то, как мы представляем себе последние дни перед концом света.
«Эйнштейн и Маргарита» в США
История взаимоотношений Альберта Эйнштейна с Маргаритой Коненковой, женой русского скульптора-эмигранта, сыгранная на двоих Ксенией Раппопорт и Алексеем Серебряковым. Идет 1945 год, сброшена атомная бомба на Хиросиму, Маргарита приезжает к любовнику сообщить, что через неделю возвращается с мужем в Советский Союз. Сильнейший дуэт, симпатичная сценография и удивительно попавший во время сюжет. Будет отличным дополнением к «Оппенгеймеру».
«Кабаре «Шутка» театра Fulcro в Тель-Авиве
Кабаре — это жанр войны, говорил режиссер Александр Молочников. Независимый театральный коллектив из Санкт-Петербурга, который теперь работает в Израиле, на кабаре практически специализируется. «Шутка» — уже их третье. Оно основано на песнях узников ГУЛАГа и тех, которые были написаны о заключенных. Но вопреки ожиданию, это легко и ярко, с блестками и юмором. Одновременно и страшно, и терапевтично.