Сегодня О. Буров отвечает на очередную порцию вопросов от наших читателей.
— Как вы относитесь к решению временной администрации сделать улицу Тербатас пешеходной?
— С одной стороны, рижане соскучились по интересным мероприятиям. А тут еще и пандемия, которая надолго всех заперла дома и оставила без каких–либо культурных мероприятий. В этом смысле решение временной администрации на месяц отдать улицу Тербатас пешеходам, наверное, правильное. С другой стороны, делать улицу пешеходной имеет смысл тогда, когда есть, что называется, наполнение — когда есть уличная торговля, когда ремесленники могут продавать прямо на улице свою продукцию. Будет ли такое наполнение на улице Тербатас — увидим. Но ясно одно: с проведением массовых культурных мероприятий нужно быть очень осторожными. Вирус никуда не исчез, и скопление людей на ограниченном пространстве резко повышает риск заболевания Covid–19. Я считаю, что следует привлечь к ответственности тех, кто планировал это скандальное субботнее мероприятие.
— Министерство юстиции обнародовало новые расчеты кадастровой стоимости. На основании этой новой системы с 2022 года будут начисляться налоги на здания и землю. Если не ввести необлагаемый минимум, то налоги увеличатся в разы — особенно на частные дома, на коммерческие объекты. Что здесь может сделать самоуправление?
— Муниципалитеты не могут повлиять на государственную политику в области кадастра. И если кадастровую стоимость резко повысят, приблизят к рыночной стоимости недвижимости, то налоги действительно резко возрастут. И тогда у самоуправления будет только один вариант, как минимизировать этот удар по населению — за счет политики предоставления льгот. Речь идет о льготах пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми… Все это самоуправление может и наверняка будет делать. Но, конечно, если сейм согласится с введением необлагаемого минимума жилплощади, то это уже облегчит ситуацию, и в этом случае налог на советские квартиры в Риге будет очень небольшой.
— В предыдущие годы столичные власти не особо занимались жилищной проблемой. Все ограничивалось строительством социального жилья. Что, на ваш взгляд, могла бы сделать следующая Рижская дума? Должно ли самоуправление вообще тратить деньги налогоплательщиков на строительство жилых домов?
— Не открою Америки, если скажу, что большинство жилого фонда, построенного в советское время, находится в неудовлетворительном состоянии. Нет, несущие конструкции, слава богу, надежные, и дома, включая и хрущевки, и литовки, уж точно не развалятся. Но состояние стояков, фасадов, балконов, лестниц и других инженерных сооружений оставляет желать лучшего. И только с помощью утепления домов эту проблему, как вы понимаете, не решить. Здесь нужен комплексный подход.
Что же касается строительства жилья, то здесь все не так просто, как пытаются представить, особенно накануне выборов, некоторые политики. Самоуправлениям крайне сложно будет получить кредит в Госкассе на жилищное строительство. Я думаю, что в данном случае лучше было бы самоуправлению привлекать частных инвесторов, которые могли бы инвестировать средства в строительство арендного жилья.
— Наши читатели просят вас вернуться к очень резонансной теме последних недель — строительству акустического концертного зала. Министр культуры Пунтулис на днях, реагируя на протесты рижан, заявил, что, мол, можно построить концертный зал на Элизабетес, 2, и без сноса Всемирного торгового центра…
— Вы знаете, не нужно быть гуру в архитектуре и строительстве, но мне тяжело представить, как весьма старое офисное здание можно переделать под современный акустический концертный зал. В любом случае этот вопрос должны решать не политики, а профессионалы — архитекторы, планировщики. Я по–прежнему считаю, что можно было бы рассмотреть возможность строительства концертного зала в Старой Риге на месте нынешнего здания 1959 года постройки, где сейчас размещается ректорат РТУ. Это здание на улице Калькю, 1, не является памятником и может быть снесено весьма безболезненно. В пользу этого варианта говорит и возможность строительства подземной автостоянки на площади Стрелниеку. Детальный план как раз это и предусматривает.
Подчеркну: есть и другие варианты, где можно было бы построить новый концертный зал. Например, на улице Сканстес — район Сканстес сейчас очень бурно развивается и концертный зал там был бы очень уместен. Примечательно, что в Париже здание новой Оперы вообще построили на окраине города, и мне кажется это правильным — есть возможность рядом сделать большую парковку, чтобы всем посетителям оперного театра было удобно подъехать к зданию на своем авто.
— В Риге уже строится — или, точнее, реконструируется — эстрада в Межапарке. На это выделены десятки миллионов евро. Может, одного обновленного концертного зала в Риге хватит?
— Я не против нового акустического концертного зала. Но, действительно, можно согласиться с теми рижанами, которые полагают, что кризис — не самое лучшее время для того, чтобы вкладывать средства в строительства сразу двух крупных объектов культуры. Сейчас главное — успешно завершить реконструкцию эстрады в Межапарке, где, как мы знаем, проходит главное культурное событие: Праздник песни.