По статистическим данным, Улброка имеет население 2878 человек. Это больше, чем у формально имеющих городской статус Карсавы, Гробини, Валдемарпилса. Но, видимо, по старинке принято считать, что свинофермы в городах не стоят — а между тем Улброка является одним из выдающихся представителей так называемой Pierīga, или Пририжья. 11 километров, отделяющие Улброку от столичной межи, пролетают по шоссе P4 за несколько минут. Сюда и городские автобусы из Риги ходят. Некоторую задержку создают знаки "30": близ Улброки ремонтируют мост — за 700 000 евро, полностью из госбюджета, сдадут к октябрю.
Сейчас Улброке предстоит возглавить объединение Стопиньского, Ропажского и Гаркалнского краев, а также город Вангажи. В новом крае будет проживать 29,5 тысячи человек — вполне почтенное количество, как в каком–то крупном районе до прежней административно–территориальной реформы. Почему же все–таки Ропажский край? Просто жители этого места оказались активней, забомбив сейм письмами, настаивая на своем историческом приоритете, ведь название Роденпойс, происходящее от ливского языка, упоминается еще в Хронике Генриха Ливонского 1205 года!
Миграция экс–рижан
Но вернемся на живописные берега речки Пикюрга, петляющей до впадения в озеро Юглас, а в Улброке превращенной благодаря старой мельнице в озеро. Здесь оборудован вполне себе комфортабельный пляж, вниз по течению идет деревянный настил с площадками для любования красотами. От зоны активного отдыха у жилых домов можно пройти до парка Лиго, где, сообразно названию, устраиваются народные гуляния.
В Улброке постоянно встречаешь детей разного возраста, мам с колясками. Еще бы — тут расположен просто–таки огромный детский сад. Рядом школы — средняя, музыкальная, ну а самым центром цивилизации должен стать Дворец культуры. Он практически готов, проведено озеленение, обустроен фонтан, даже мебель в кафе завезли, но строительная сетка пока не снята. Видать, стерегутся коронавируса.
Экология и приятные 4–5–этажные кирпичные дома ("колхозные" и новый проект) в окружении частной застройки привлекают в Улброку бывших столичных жителей. Кроме перечисленных выше бонусов молодые семьи, где работают оба родителя (или один на хорошей позиции), заинтересованы относительно низкими коммунальными платежами и отсутствием диктата по парковке автомашин. Ну а работа если не из дома — то до Риги совсем недалеко. Так что Ропажский край наверняка будет одним из самых богатых на душу населения — ведь у него в активе еще совсем уже люксовый Гаркалне.
Жизнь без супермаркетов
У въезда в Улброку стоит шедевр скульптора Яниса Зариньша и архитектора Яниса Лицитиса — памятник революционерам 1905 года, поразительно вписавшийся в современный национальный дискурс. А если перейти по мостику Пикюргу, то увидишь грандиозное здание в стиле классицизма, построенное в 1800 году немецко–балтийским зодчим Кристофером Хаберландом. Баронское гнездо по обретению независимости ЛР служило санаторием, а в советское время тут устроили радиоцентр. От последнего осталась впечатляющая решетчатая антенна.
Что еще интересно в Улброке, так это отсутствие всем известных торговых центров — пока обходятся своими, маленькими. Зато местный свиноцентр снабжает мясом всю Латвию и ближнее зарубежье. Предприятие, принадлежащее одному гражданину Латвии, производит из отходов также биогаз, а от него — тепловую и электроэнергию. В прошлом году зафиксировало рост оборота на 20%, а при Covid–19 ввело строжайший контроль.
Соседство с хрюшками, разумеется, так себе. Но во время нашего пребывания в Улброке роза ветров благоволила, и можно было наслаждаться деревенским воздухом без примесей. Пусть так же повезет новому краю…
Николай КАБАНОВ. Фото автора.