Спасение реликвий
Что могли противопоставить превосходящей по численности фашистской авиации наши летчики? Только бесстрашие, летное мастерство и беззаветную любовь к Родине. И уже в первые дни войны в Третий рейх полетели посланные в смятении сообщения: "Русские идут на таран!"
По замыслу фашистов, город Остров на трассе Пушкинские Горы — Псков был трамплином для молниеносного броска к Ленинграду армий генерал–фельдмаршала Вильгельма фон Лееба, командующего группой "Север". Но враг просчитался. Именно здесь, в Островском районе, он понес большие потери.
Подсчитано, что только за шесть дней боев бомбардировщики Северо–Западного фронта совершили на Островском направлении почти семьсот боевых вылетов.
Пушкинское общество Латвии, подготавливая выставку "Спасенные святыни", искало имена героев, освобождавших и спасавших родные места А. С. Пушкина — усадьбу "Михайловское", Домик няни, Святогорский Свято–Успенский монастырь, где находится могила великого поэта.
— Разминировали могилу Пушкина и спасли ее солдаты 12–й Рижской инженерно–саперной бригады, — рассказывает сопредседатель Пушкинского общества Светлана Видякина.
Драгоценный дар
— Работая над выставкой, мы нашли информацию о том, что в небе с фашистами сражался и именной самолет "Александр Пушкин". Инициатором его появления стал писатель–пушкинист Иван Алексеевич Новиков. Нам не удалось сразу отыскать фотографию этого самолета. И вот 6 июня 2020–го у памятника Пушкина в день рождения поэта в это сложное время наш друг Эрик Карклинь преподнес нам подарок — журнал "Родина", в котором была помещена фотография рисунка истребителя с надписью на борту "Александр Пушкин".
В могучем патриотическом движении по передаче личных средств в Фонд обороны страны приняли активное участие православная церковь, многие советские писатели, художники, ученые, артисты и простые люди. Так появились Танковая дивизия в честь Димитрия Донского, Небесная эскадрилья в честь Александра Невского и именной самолет "Александр Пушкин", который почти два года в составе 162–го истребительного авиаполка 309–й истребительной авиадивизии Первой воздушной армии сражался в небе. Это был истребитель Як–7б, подаренный фронту уральскими почитателями поэта.
Ивана Алексеевича Новикова не взяли на войну по возрасту, но он организовал публичные Пушкинские чтения. В городе Каменске–Уральском в канун 106–й годовщины со дня смерти поэта Новиков читал главы из своей новой книги о Пушкине. На билетах специально указывалось: "Весь сбор поступает на покупку боевого самолета "Александр Пушкин". И когда была собрана сумма в 100 тысяч рублей, писатель направил просьбу в Москву председателю Госкомитета обороны И.В. Сталину: "Пусть боевой самолет, носящий гордое имя "Александр Пушкин", примет участие в освобождении от ненавистного врага нашей родной земли. Прошу включить в список действующей авиации самолет "Александр Пушкин".
Через некоторое время Новиков получил телеграмму от директора завода: "Самолет готов". На его борту сверкало имя "Пушкин". Так наш поэт был мобилизован на фронт.
С небесным покровителем
— 28 июля 1943 года на аэродроме Кубинка под Москвой состоялось торжественное вручение боевой машины. Именной истребитель получил летчик, командир эскадрильи 162–го авиационного полка Юрий Иванович Горохов. Истребитель подоспел к решающим воздушным боям Курской битвы.
Слава о капитане Горохове давно уже вышла за пределы подразделения. К сентябрю 43–го он совершил 400 боевых вылетов, провел 57 воздушных боев и сбил 23 немецких самолета. По воспоминаниям однополчан, офицер был не только мастером воздушного боя, но и страстным поклонником творчества Александра Сергеевича. Всегда говорил: "Я с Пушкиным и на земле, и в небе!"
Тяжелый бой выпал на долю капитана Ю. И. Горохова 1 января 1944–го. Командир эскадрильи заметил, что из–за облаков появились 17 вражеских бомбардировщиков и 8 истребителей. Превосходство врага было тройное. Летчик атаковал противника и погиб в неравном бою.
Удалось узнать, что в том бою командир эскадрильи Горохов вылетел на другом истребителе. Самолет "А. Пушкин" оказался на профилактике, и капитан Горохов остался без своего "небесного друга–покровителя"… Отважному летчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему было всего 22 года…
Но "Александр Пушкин" продолжал сражаться. На этом самолете били врага старший лейтенант В. А. Бахирев, капитан В. М. Афонин, комполка Герой Советского Союза П. И. Коломин и другие летчики. На счету Василия Андреевича Бахирева — 9 личных и 5 групповых побед, Василия Максимовича Афонина — 14 личных и 3 групповые, Петра Ивановича Коломина — 17 лично сбитых мессершмиттов и 7 групповых.
Замечательный истребитель "Александр Пушкин" долетел до Германии и встретил там Победу. После 309–я истребительная авиадивизия была передислоцирована в 7–ю Воздушную армию Бакинского военного округа, а "Александр Пушкин" остался в Северной группе войск в Германии.
…Памятуя, что Пушкин был невыездной, можно сказать, что это был единственный случай, когда Пушкин оказался за пределами России, где и встретил Победу со своими друзьями.
Расстрел поэта
Пушкинское общество Латвии в ходе архивных исследований нашло листовку "За Пушкина!", которую политуправление 54–й армии распространяло среди красноармейцев:
"Немцы надругались над памятью великого гения нашей литературы. В своей злобной ненависти ко всему русскому они разоряют, грабят и оскверняют священные для нас Пушкинские места. В Михайловском портрет Пушкина был расстрелян, как будто перед ними стоял живой и ненавистный им человек. Так они делали повсюду: в Ясной Поляне с усадьбой Льва Толстого, в Клину с домом Чайковского, в Тихвине с домом композитора Н. А. Римского–Корсакова, в Старой Руссе, где жил Ф. М. Достоевский. Все эти города уже возвращены нашей Родине. Очередь — за пушкинскими местами!
Пушкин! Каждому русскому человеку дорого это имя! На нем воспитывались и его любили поколения лучших наших людей, наши деды и отцы, мы сами и наши дети.
Пламенный Пушкин верил в наш народ, в его силу и отвагу, в то, что из любой беды он выйдет и любого врага одолеет. В сознании силы и могущества нашего народа поэт горделиво восклицал: "Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?".
Вперед же, воины нашего соединения! Вперед!
Много немецких мерзавцев уложили уже мы "в полях России среди нечуждых им гробов". Отомстим немецко–фашистским варварам, надругавшимся над памятью Пушкина! Не может больше наша национальная святыня — могила Пушкина — находиться в поганых немецких руках!
Вернем Родине пушкинские места — и пойдем дальше на полный разгром и уничтожение врага, посягнувшего на жизнь и свободу нашего народа".
Наталья ЛЕБЕДЕВА.