Данная страница является Архивом, чтобы вернуться на основной сайт нажмите здесь
22 ноября, пятница
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Родом из Латгалии: основатель МОССАДа, генпрокурор США, вице–маршал Британии

Размер текста Aa Aa
Наша Латвия
BB.LV 08:11, 12 июля, 2020 6


Не секрет, что Даугавпилс (он же Двинск, он же Динабург) исторически являлся местом обитания большой еврейской общины. Из родившихся в Даугавпилсе евреев наиболее известны художник Марк Ротко, композитор, он же король танго Оскар Строк и знаменитый цирковой артист Николай Поляков ("клоун Коко").



На первом этаже здания синагоги Даугавпилса в настоящее время демонстрируется фотовыставка "Знаменитые евреи Даугавпилса". Ее создание — заслуга историка и краеведа Иосифа Григорьевича Рочко, ранее выпустившего книгу "Знаменитые евреи Латгалии".

Как явствует из выставки и книги Иосифа Рочко, Ротко, Строк и Коко — лишь вершина айсберга. Кропотливый исследователь насчитал более сотни известных евреев, чья жизнь на разных этапах оказалась так или иначе (чаще всего по праву рождения) связана с Латгалией — писателей, художников, музыкантов, кинематографистов, философов, врачей и даже руководителей спецслужб. Понятно, что трудно объять необъятное в газетной статье, но о некоторых знаменитых евреях Даугавпилса Иосиф Рочко рассказал корреспонденту "СЕГОДНЯ".

Вклад Эренбурга

— Среди лиц, представленных на вашей выставке, присутствует, например, Илья Эренбург — писатель, лауреат многих премий, советский государственный деятель. Но он же в Даугавпилсе никогда не жил?

— Нет, не жил, но дважды, в 1954–м и 1958–м, он выдвигался от нашего города в депутаты Верховного Совета СССР. Сначала, в 1950–1954–м, он был депутатом от Риги, а потом чиновники решили, что Эренбург должен представлять Даугавпилс.


Илья Эренбург.
Илья Эренбург.

Я должен сказать, что он сделал для Даугавпилса очень многое — ответственно относился к своим депутатским обязанностям, неуклонно отстаивая интересы наших горожан. Он сообщал в Москву, что даугавпилчанам не хватает квартир, что улицы требуют ремонта — и пробивал решение этих вопросов. Его усилиями городской педагогический институт получил новое здание, в Даугавпилсе был построен ряд важных предприятий. Своей депутатской работе Илья Эренбург посвятил главу в книге "Люди, годы, жизнь".

Возможно, для Эренбурга был значим тот факт, что Даугавпилс — город с богатыми еврейскими традициями. Писатель неоднократно приезжал к нам, встречался с городской общественностью и на одной из этих встреч в городском Народном доме присутствовал я сам — еще ребенком. Мой дедушка тогда сказал: "Обязательно нужно пойти, встретиться с большим человеком". Зал был забит под завязку. Уже много позже я поднял давний номер даугавпилсской газеты "Красное Знамя" и нашел фоторепортаж со встречи с Эренбургом — в первом ряду сидят отец, мать, наши соседи — и я, маленький мальчик. Все внимательно слушают…

Американский прокурор

— А были обратные примеры — чтобы евреи родом из Даугавпилса сделали большую карьеру в других странах?

— Да сколько угодно! Я даже шучу, что все выдающиеся евреи должны были родиться в нашем городе. Среди портретов нашей выставки присутствует, например, Давид Виленц — этот человек стал генеральным прокурором американского штата Нью–Джерси. Вывезен родителями из Двинска в 1895–м в годовалом возрасте. Окончил среднюю школу городка Перт–Амбой, работал журналистом, менеджером баскетбольной команды, в годы Первой мировой войны служил в армии США. Впоследствии пошел по юридической линии: получил соответствующее образование, открыл частную практику, стал участвовать в работе нью–джерсийского отделения Демократической партии. Стал сначала городским прокурором в Перт–Амбое, потом пошел на повышение.


Давид Виленц.
Давид Виленц.

Возглавив генпрокуратуру Нью–Джерси, Виленц пообещал: "Я не буду манекеном". Он получил всеамериканскую известность, расследуя громкое дело о похищении и убийстве ребенка знаменитого летчика Чарльза Линдберга. Благодаря Виленцу это преступление было раскрыто, виновного нашли и в 1936–м казнили на электрическом стуле.

Сёма. Он же Стенфорд

— Прямо хоть роман пиши…

— Это еще что! А вот и более поразительный пример — Стенфорд Кейд. Это не кто иной, как бывший даугавпилчанин Сема Кадинский, сын местного ювелира. Это британский хирург, впервые применивший комбинированное использование хирургии и лучевой терапии для лечения рака.


Стенфорд Кейд.
Стенфорд Кейд.

Как он оказался в Англии? Накануне Первой мировой уехал в Бельгию учиться медицине, с началом военных действий был эвакуирован в Англию, да там и остался. Обучался в медицинской школе Вестминстерского госпиталя, где потом работал и экспериментировал в сфере лечения рака. Во время Второй мировой войны Кейд записался в добровольческий резерв Королевских ВВС. Предложил полезные улучшения дизайна кабины истребителей, за что был удостоен звания вице–маршала военно–воздушных сил. Дело в том, что он оперировал летчиков и обратил внимание, что многие раны они получают из–за неправильного устройства кабин своих летательных аппаратов…

После войны Кейд вернулся к исследованию методов лечения рака, написав по этой теме две книги.

Мой друг художник и поэт

— Просто поразительно…

— Далее у нас раздел деятелей искусств. Одним из наиболее знаменитых евреев, родившихся в Даугавпилсе, заслуженно считается художник Марк Ротко. Про него все знают.

Но менее известен Маурис (Морис) Киш — тоже еврей и тоже американский художник. Родился в Двинске в 1898–м и вместе с семьей в детстве эмигрировал в США. В Нью–Йорке он был боксером–любителем, гандболистом, учителем бальных танцев, рабочим на фабрике, писал стихи, но главным его призванием стало изобразительное искусство. Однако, в отличие от того же Ротко, Киш творил в реалистической манере. В своих картинах талантливо изображал жизнь рабочего класса, тяготы Великой депрессии 30–х…


Работа Мауриса Киша.
Работа Мауриса Киша.

Еще один художник — опять же двинчанин по рождению Григорий Длугач, позже связавший свою жизнь с Ленинградом. Это маститый советский живописец, педагог, основатель и руководитель творческого объединения "Эрмитаж" (так называемая "эрмитажная школа"), основатель школы аналитической живописи.

— Это художники. А что с музыкантами?

— Их тоже у нас немало. Вспомним хотя бы урожденную двинчанку Надежду Дукстулькайте — пианистку и педагога, много сделавшую для изучения и популяризации литовской народной музыки. Дело в том, что 1918–м в шестилетнем возрасте родители перевезли ее в Литву, где она потом получила разностороннее музыкальное образование. Во время войны, уже будучи известным музыкантом, попала в каунасское гетто, но незадолго до его ликвидации ухитрилась оттуда сбежать и тем спасла себе жизнь.

Жила в Каунасе и Вильнюсе, гастролировала по всему Советскому Союзу, в 50–х сыграла важную роль в создании всемирно известного литовского хора "Ажуолюкас" ("Дубок"). Записала двадцать две пластинки.

"Что такое человек? Почему я?"

— А философы среди уроженцев Даугавпилса есть?

— Есть! Эли Сигель, которого родители еще в трехлетнем возрасте перевезли в 1905–м из Двинска в США, стал там впоследствии авторитетным философом, поэтом и критиком, основал философское направление так называемого "эстетического реализма". Три ключевых принципа этой философии:

— заинтересованность каждого человеческого существа в честности и ясности мира;

— недопустимость презрения к миру и пренебрежения, порождающего ошибки в оценках;

— красота как критерий и руководство к любому активному действию.

Сигель считал, что обретение смысла жизни проходит через искусство. Он говорил: "Красота всегда создается как единое из противоположностей. И создание единого из противоположностей — это как раз то, чего мы добиваемся в самих себе". Емко, не правда ли? В любви он видел "страстное, фактическое познание того, что реально". И ему же принадлежит самое короткое стихотворение, блестяще отразившее самый главный жизненный вопрос: "Что такое человек? Почему я?"

Охотник за нацистами

— А были среди евреев Даугавпилса люди с какими–либо совсем уж экзотическими профессиями?

— Руководитель служб разведки и безопасности Израиля, один из создателей МОССАДа Иссер Харель — что может быть экзотичнее? Родился он, правда, в 1912 в Витебске в семье тамошнего богатого коммерсанта. После революции, потеряв все свое имущество, они эмигрировали в Даугавпилс. Здесь юный Изя Харель учился в еврейской начальной и средней школе на иврите, мечтал стать агрономом. Работал на сельскохозяйственной ферме под Ригой.


Один из создателей МОССАДа Иссер Харель.
Один из создателей МОССАДа Иссер Харель.

В то время евреи со всего мира, откликнувшись на призыв вождей сионистского движения, массово мигрировали в Палестину. В 1929–м после кровавого антиеврейского погрома в Хевроне Иссер и его друзья решили тоже перебраться на землю праотцов, чтобы сражаться там за свободу и безопасность соотечественников. С собой Харель провез через британскую таможню пистолет в буханке хлеба.

Жил и работал в кибуце, окончил спецшколу, после чего почти всю оставшуюся жизнь (а умер он в 2003–м) трудился в спецслужбах Израиля. Про судьбу этого человека и его труды можно написать толстую книгу — и не одну. Впрочем, на старости лет он и сам много писал — о себе, о коллегах… Упомяну лишь одно обстоятельство: в 1960–м Харель лично возглавил и успешно провел операцию по поимке нацистского преступника — массового убийцы евреев Адольфа Эйхмана.

"Путёвка в жизнь"

— Евреи из Даугавпилса уезжали ведь, насколько я понимаю, не только на Запад, но и на Восток?

— Совершенно верно. Вот хотя бы навскидку — выпускница двинской Русской гимназии Эсфирь Гурвич впоследствии стала одним из первых докторов экономических наук в Советском Союзе. Работала в Институте мирового хозяйства и мировой политики АН СССР. Между прочим, вторая жена Николая Бухарина. Разошлась с ним еще задолго до расстрела, но в 1949–м все равно была арестована и приговорена к десяти годам лагерей. В 1956–м реабилитирована, возвратилась в Москву, там же и умерла в 1989–м, в 84–летнем возрасте…

Кстати, ее дочь Светлана Гурвич–Бухарина была репрессирована одновременно с матерью и приговорена как "социально опасный элемент" к пяти годам ссылки. Впоследствии стала доктором исторических наук, писала книги по истории рабочего движения Франции…

— Хорошо, хоть уцелели обе…

— Да… Еще из числа наших, сделавших имена в России, не могу не упомянуть Александра Столпера. Родился он в 1907–м в Двинске, а отец его был родом из Режицы (Резекне). Их семья эвакуировалась из Латвии во время Первой мировой войны. К двадцати годам Александр Борисович успел уже немало — трудился грузчиком, играл в баскетбольной команде Москвы, выступал артистом в цирке, работал журналистом. В 1923–м поступил на учебу в киномастерскую Льва Кулешова, в 1925–м — на актерский факультет мастерской Пролеткульта, работал в сценарной мастерской киностудии "Межрабпомфильм". С 1927 года Столпер трудился режиссером и сценаристом киностудии "Союзкино" (ныне "Мосфильм").

За свою полувековую творческую жизнь был режиссером пятнадцати полнометражных фильмов, к девяти картинам написал сценарии. В частности, сценарий первого советского звукового фильма "Путевка в жизнь", пользовавшегося оглушительным успехом у советского зрителя, — это работа Столпера и его коллег Николая Экка (кстати, рижанина по рождению) и Регины Янушкевич (а она родилась в Литве). Среди наиболее известных режиссерских работ Столпера такие нашумевшие в свое время картины, как "Жди меня", "Повесть о настоящем человеке", "Живые и мертвые", "Возмездие" (последний, кстати, очень пострадал от цензуры), "Четвертый" (с Владимиром Высоцким в главной роли). Ряд своих фильмов Столпер снял по произведениям замечательного писателя Константина Симонова, они познакомились во время войны и впоследствии прекрасно сработались.

Успех сделанных им картин Александр Борисович объяснял очень просто: "Надо держать зрителя, чтобы ему было интересно. И надо постоянно думать о том, почему зритель приходит в кино"…

Чтобы помнили

— Понимаю, что трудно объять необъятное… Но кого еще из героев вашей книги вы хотели бы особенно отметить?

— Есть один человек, перед которым все мы в большом долгу. Не могу не вспомнить Макса Кауфмана. До войны это был обыкновеннейший человек — родился в 1897–м в Двинске, в молодости переехал в Ригу, стал предпринимателем. В начале войны вместе с женой Францишкой и сыном Артуром, которые впоследствии погибли, он стал узником Рижского гетто, затем концлагерей Кайзервальд (Рига), Штуттгоф (Польша), Бухенвальд и Заксенхаузен (Германия). Выжил и начал работать в Центральном комитете освобожденных евреев в Мюнхене.

По его инициативе была создана группа по розыску нацистских преступников и их пособников, виновных в уничтожении евреев. Он проделал огромную работу, записывая воспоминания людей, выживших в гетто и концлагерях — и написал книгу "Уничтожение евреев в Латвии". То была одна из первых книг о Холокосте — настолько жесткое и натуралистичное описание трагедии, что некоторые читатели отказывались верить, что такой ужас мог иметь место…

В 1947–м Кауфман переехал в Нью–Йорк, там он вместе с группой других бывших узников создал организацию "Выжившие евреи из Латвии" и в течение сорока лет занимался общественной работой. То, что мы сейчас знаем о судьбах многих людей, сгинувших в латвийских гетто и концлагерях, — заслуга именно Макса Кауфмана…

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (6)



Статьи по теме

Наша Латвия Бунт аптекарей: латвийские фармацевты защищают высокие цены

Реформа Абу Мери столкнулась с серьезным сопротивлением. Владельцы 110 аптек и представители профессиональных ассоциаций обратились с открытым письмом к премьеру, министрам и руководителям сеймовских фракций.

Наша Латвия Улицу Вальню сделают пешеходной за 8 млн евро

В целях развития общественного открытого пространства Старой Риги, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Рижское самоуправление планирует до конца 2029 года перестроить инфраструктуру улицы Валню, Театральной площади и прилегающих улиц, превратив улицу Вальню в пешеходную улицу.

Наша Латвия ПВС выявила недозволенную пищевую добавку в алкоголе

Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС), проведя проверку груза алкоголя из Беларуси, предписала уничтожить крепкий алкогольный напиток, в котором обнаружена неразрешенная пищевая добавка - бензоат натрия (Е211), свидетельствует информация, обнародованная ПВС.

Наша Латвия Объявлен сбор пожертвований для пострадавшей от ракетных ударов детской больницы

Благотворительная организация "Ziedot.lv" призывает делать пожертвования на помощь детской больнице "Охматдет" в Киве, сообщила агентству ЛЕТА руководитель по коммуникациям благотворительной организации Илзе Ошане.

Читайте еще

Наша Латвия В Латвии меняют подход к изучению истории. Опять
В новом содержании обучения история на уровне средней школы была объединена с социальными знаниями, этикой, философией, экономикой, и истории там фактически не было.
Наша Латвия Реконструкция боев по случаю 105-летия Цесисской битвы. Как это было (+ФОТО)
22 июня 1919 года эстонские и латвийские войска одержали победу над Балтийским ландесвером и Железной дивизией в Цесисе и его окрестностях, пишет ЛЕТА.
Наша Латвия Неизвестная война: как евреи в Латышской дивизии сражались против нацистов
22 июня 1941 года Вторая мировая открыла самый протяженный и кровавый фронт — советско–германский. Это оказало определяющее влияние на ход крупнейшего вооруженного конфликта во всей истории человечества и предопределило политическое размежевание в Восточной Европе, последствия которого в значительной мере ощущаются и теперь.
Наша Латвия Лестене как политическое оружие: «Привлекли жителей оккупированной Латвии»
Июнь – время, когда в нашей стране вспоминают драматические события XX века. 14-го числа – годовщина депортации 1941 года, 17-го – оккупация 1940 года. Разумеется, в сегодняшней геополитической обстановке эти временные насечки актуализируются. Вот и в Сейме на днях взялись за обустройство символов отечественной исторической памяти...