627 "неправильных" конвертов
Напомним, что в ночь после выборов случился невиданный прежде в новейшей истории выборов скандал — сразу на двух участках в урнах для голосования были обнаружены конверты без штампа соответствующих избирательных участков. Насколько можно понять, общее число конвертов с вложенными в них бюллетенями соответствовало количеству зарегистрированных на этом участке проголосовавших. Таким образом, говорить о каком–то вбросе, скорее всего, нельзя. Это значит, что случайно или умышленно (ведется следствие) конверты для выборов оказались непроштампованы. Общее количество таких конвертов на двух участках составило 627. Рижская избирательная комиссия, формально трактуя закон, решило эти голоса не учитывать.
Говоря простым языком, 627 голосов рижан было решено выбросить в мусорник. Как кто–то остроумно заметил, это тот случай, когда избирательная урна превратилась в мусорную. Нордическое спокойствие городской избирательной комиссии не отменяет того обстоятельства, что вообще–то были грубейшим образом нарушены конституционные права граждан. К тому же на днях выяснилось, что по меньшей мере к восьми избирателям, решившим голосовать на дому, представители избиркома так в субботу, 29 августа, и не добрались. То есть граждане ЛР юридически правильно оформили запрос на домашнее голосование по состоянию здоровья, однако своим конституционным правом воспользоваться не смогли.
Конечно, избирательная комиссия может сказать: подумаешь, какие–то восемь голосов, они, мол, все равно на результаты выборов не повлияют. Но в государстве, которое считает себя правовым, каждый голос имеет значение.
Неужто повторные выборы?
Между тем уже в воскресенье, 30 августа, Рижская избирательная комиссия утвердила результаты выборов — без учета уже упомянутых 672 голосов. Согласно закону, в течение следующих трех рабочих дней партии или кандидаты в депутаты, участвовавшие в этих выборах, могут обжаловать решение Рижского избиркома в Центризбирком.
Вчера был последний день, когда это можно было сделать. На момент подготовки этого материала в печать данной возможностью воспользовалась лишь партия, которая на выборах набрала всего чуть более 1 процента голосов — "Новое Согласие". Партия вообще требует не утверждать результаты выборов и назначить повторное голосование. Можно с легкостью предположить, что данное требование будет отклонено. Такой шаг — полностью повторные выборы — был бы несоразмерным с констатированным нарушением. Уже подсчитано, что 627 голосов могли бы чисто теоретически повлиять на количество мандатов у двух партий ("Согласие" и "Новое Единство"), а также на получение одним–другим кандидатом депутатского мандата. Но в целом на итоги выборов эти 627 голосов никак повлиять не могли.
Да будет суд!
Так или иначе, но и само решение Центризбиркома можно будет обжаловать, но уже в суде. Решение Административного окружного суда по вопросу выборов является окончательным и обжалованью не подлежит. У суда, в соответствии с законом, есть четыре варианта действий. Вариант первый — отклонить возможную жалобу и тем самым оставить в силе решение избиркома о том, чтобы не считать упомянутые 627 голосов. Вариант второй — обязать открыть опломбированный мешок с 627 конвертами и подсчитать эти голоса. Вариант третий — принять решение о повторных выборах на тех двух участках, где были обнаружены в урнах конверты без печатей. В этом случае в повторных выборах смогут принять участие только те избиратели, которые приписаны к данным участкам в Пушкинском лицее и Рижской классической гимназии.
И, наконец, вариант четвертый — самый маловероятный: принять решение о признании состоявшихся выборов недействительными и потребовать проведения повторных выборов в Рижскую думу. Примечательно, что именно к такому варианту на днях призвал член Центризбиркома юрист Александр Мальцев. "Допущены нарушения, из–за которых у части избирателей украдена справедливая возможность выразить свою волю", — пишет в своем заявлении А. Мальцев и замечает, что в демократическом устройстве государства выборы — наиважнейший процесс, в котором нет мелочей. И с этим трудно не согласиться!
Абик ЭЛКИН.
"Конечно, избирательная комиссия может сказать: подумаешь, какие–то восемь голосов, они, мол, все равно на результаты выборов не повлияют. Но в государстве, которое считает себя правовым, каждый голос имеет значение".