Наследие эры физиков
Так, Комиссия сейма по бюджету и финансам (налогам) сегодня намерена «переделить финансирование в размере 684 257 евро» из программы Министерства среды и регионального развития «Обеспечение выполнения общности ликвидационных мероприятий Саласпилсского ядерного реактора». Работы на единственном – и уже два десятилетия как закрытом – атомном объекте Латвии ранее оценивались как «неотложные». Однако, чтобы их провести, было необходимо осуществить конкурс по закупке – и на него до заявленного срока 17 августа не заявился ни один претендент!
Это единственный в государствах Балтии исследовательский реактор, работавший с 1961 по 1998 год; в последнее время его обслуживали 250 человек. Восстановление рабочей зоны и закупка топлива оценивались в 20 млн долларов США, и от дальнейшей деятельности уникального объекта было решено отказаться. Но еще до 2010-х годов латвийские физики-атомщики во главе с президентом Латвийской АН Ю. Экманисом считали, что у ядерной энергетики в республике есть перспективы, и ожидали возобновления работы реактора в Саласпилсе, который мог быть преобразован в современный циклотрон для целей медицины (лечения рака).
В свою очередь, Госконтроль Латвии с 2016 года проводил ревизии расходования госсредств, предназначенных для ликвидации реактора, и 18 мая 2020 года сообщил, что Министерство охраны среды и регионального развития растранжирило 41% отпущенных на эти цели средств. 2019 год был особенно знаменателен в этом плане: мимо цели ушло 63% годового бюджета, или 700 тысяч евро. В том числе министерство профинансировало строительный надзор за строительством памятника жертвам советской оккупации, Латвийское президентство в Совете стран Балтийского моря и работу координаторов программы реэмиграции «Дружественное семье самоуправление» в каждом регионе…
Птичку жалко
Видимо, продолжая традиции, Министерство среды и регионального развития решило перенаправить «атомные» деньги на компенсации вреда, наносимого субъектам хозяйственной деятельности со стороны животных, не подлежащих охоте. В частности, мигрирующие птички, коих запрещено отстреливать, буквально расплодились – судя по документам, естественно. Если в 2018 году было подано 7 заявок на компенсации, то в 2019-м уже 243! На них было выплачено 582 432 евро 64 цента, однако это удовлетворило не всех пострадавших. Хозяева предприятий растениеводства, аквакультуры и даже пчеловодства оценили невозмещенные потери в 862 420 евро 31 цент.
Подсчеты ущерба от пернатых оказываются выгоднее калькуляций урона от оккупации – ведь за них ведомство Юриса Пуце («Развитию/За!») может тут же достать деньги из тумбочки налогоплательщиков. Однако не страшно ли партии, победившей на выборах в столице, иметь под боком недезактивированный ядерный реактор?
Николай КАБАНОВ.
Пресс-фото.