100 лет назад: "Не по пути"
"В числе многочисленных причин, поддерживающих и питающих русский большевизм, имеется еще один чрезвычайно важный фактор, до сего времени недостаточно оцененный, по которому большевизм весьма многим обязан в своей карьере, начиная с младенчества и прорезания зубов, кончая нынешним положением великовозрастного уголовного типа.
Это большая заинтересованность немцев в сохранении и поддержании большевизма как политической ударной массы, которую в нужный момент одинаково удобно можно бросить как на внутренний, так и на внешний германские фронты. Мысль эта не нова и неоднократно подтверждалась фактами, и только русская беспечность и короткая историческая память с легким сердцем и очаровательной политической наивностью, рассудку вопреки, наперекор стихиям, устремляли взоры спасения туда, где вместо преисподней, обязанной будто бы поглотить большевизм, всегда была питательная лаборатория большевистских бацилл".
100 лет назад: "В гостинице "Рим"
"Рим", в котором остановилась, занявшая 33 номера, главная часть польской делегации, полон народу. Со всех сторон мчатся курьеры, проходят элегантные польские офицеры в характерных четырехугольных цветных фуражках, с достоинством спускаются и подымаются дипломаты в безукоризненных фраках, толпятся съехавшиеся со всех концов света корреспонденты всех мастей, оттенков и направлений, снует разный люд, имеющий или желающий иметь отношение к событиям.
Члены делегации успели отдохнуть, выспаться и отчасти осмотреть Ригу. По их словам, место созыва конференции им чрезвычайно понравилось и они "великолепно себя чувствуют". Последние победы польских войск, очевидно, немало способствуют довольному виду гостей. Председатель польской делегации вице–министр иностранных дел Ян Домбский вчера посетил министра иностранных дел Мейеровица. В ближайшие дни польские представители намереваются присутствовать на заседании Учредительного Собрания".
100 лет назад: "III чтение аграрного проекта"
"Третье чтение первой части закона аграрной реформы, состоявшееся 16 сентября, прошло более спокойно, нежели то можно было ожидать. Социал–демократы попытались было снова внести предложение о неоставлении прежним собственникам даже и "пяди" земли; оно было, однако, отвергнуто. Депутат Трон (евр. фр.) предложил, чтобы запасы дров, заготовленные с разрешения министерства третьими лицами в подлежащих отчуждению лесах, не переходили бы к государству безвозмездно. Это предложение не получает, однако, нужного количества голосов, а потому отвергается…
При обсуждении первого пункта законопроекта, говорящего об учреждении землеустроительных комитетов, правые латгальцы предлагают учредить в Латгалии окружные комитеты, которые имели бы полномочия центральных комитетов. Это предложение вызывает долгие дебаты; ораторы слева указывают, что подобными предложениями латгальцы рискуют быть обвиненными в сепаратизме. При голосовании предложение латгальцев большинством голосов отвергается".
"Сегодня", 18 сентября 1920 г.
50 лет назад: "Будет 25 ударников!"
"В большом рабочем коллективе не так–то легко выделиться, вырваться вперед. Но когда бы на "Латвияс папирс" не заходила речь о лучших производственниках, в первую очередь рядом с ветеранами труда и заслуженными мастерами бумажного дела вам назовут имена молодых тружеников. На большой фирме комсомольцев не так уж много — 25 человек. Но о каждом из них вы услышите доброе слово и от директора, и от секретаря партийной организации.
Комсомолка–переплетчица Вера Николаева выполняет сменные задания не ниже чем на 115–120%. Ценят на производстве молодого мастера, ударницу коммунистического труда Людмилу Гусеву. За советом и помощью идет народ к своему депутату горсовета комсомолке–переплетчице Вайре Пуссаре. Уважают в коллективе комсомольского вожака мастера Александра Масюка. Идя навстречу XXIV cъезду партии, комсомольцы фирмы бросили клич: каждый комсомолец — стань ударником коммунистического труда! Добившийся этого высокого звания — подтверди его!"
50 лет назад: "Большой комфорт для маленьких аэродромов"
"Правый двигатель выключен. Не снижая скорости, ЯК–40 продолжает разбег. Десять, пятнадцать, двадцать секунд — и машина уверенно отрывается от земли. Почти с такой же крутостью идет набор высоты. Пилотирующий машину м–р Смит удовлетворенно покачивает головой: уникальные летные качества… После посадки беру интервью у американского летчика. Он говорит:
— Это хорошо спроектированный, хорошо построенный и совершенно необыкновенный самолет. Ничего похожего в мире просто не производится. Мне доставил огромное удовольствие полет и особенно управление. Чувствуется, что эта машина обладает большим запасом по прочности и надежности".
50 лет назад: "Зачем мы горожане?"
"Деловитому горожанину удается создать программу "гармоничной жизни". И он со своей обычной настойчивостью приступает к ее выполнению. Тут бы и начаться приобретениям. А начинаются, увы, потери. Деловитый горожанин в темпе осваивает, например, живопись: две–три выставки, несколько популярных брошюр — и, получив общее представление о Рублеве, импрессионистах и Пикассо, со спокойной совестью забывает о выставочных залах до конца своих дней. Вставить словечко в разговоре сумеет, и ладно.
Природа? Деловитый горожанин идет в турпоход в места, красота которых подтверждается бесспорными авторитетами. При этом он старается быть в курсе новейших представлений о красоте и знает, когда следует стремиться в Сочи, а когда в Карелию или Мещеру. Деловитому горожанину доставляет удовольствие не сама живопись и не сама природа, а сознание, что выполнен еще один пункт намеченной программы. А зачем это, собственно, нужно "иметь представление"? Ради все той же фразочки в разговоре?
Стремление, в общем, понятное — но до чего же провинциальное! Собирать пресловутую "информацию" о культуре и складывать в мозг, как в сундук, — занятие бессмысленное. И, право же, девочка, хохочущая или плачущая в темном зале, получает от искусства куда больше, чем тот, кто пришел в кино, дабы получить представление о композиции кадра и ракурсе съемки…"
"Советская молодежь", 18 сентября 1970 г.
Ведущий полосы Николай КАБАНОВ.