Данная страница является Архивом, чтобы вернуться на основной сайт нажмите здесь
22 ноября, пятница
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Свидетель истории Латвии: «Многие были недовольны властью Улманиса»

Размер текста Aa Aa
Наша Латвия
BB.LV 08:05, 10 октября, 2020 16


Якову Мееровичу Поляку, ветерану 130–го Латышского стрелкового корпуса, 11 октября исполняется 95 лет. Этого человека с полным правом можно назвать свидетелем истории.


Источник: bb.lv

Новую власть приняли

И не только свидетелем, но и ее творцом, потому что в историческом событии, 76–ю годовщину которого мы отмечаем 13 октября — освобождении Риги, — тогда еще сержант Яков Поляк, комсорг полка, принимал самое непосредственное участие. Но были в его жизни не только победы — трагические события века прошедшего коснулись его в полной мере тоже.

Сначала офицер, а потом более 60 лет директор разных школ и Учитель с большой буквы… В душе тех, кто его знал, встречи с Яковом Мееровичем оставляли неизгладимый след. Высокий, статный, подтянутый, он никогда не старался понравиться, но в нем чувствовалась личность со своим особым взглядом на мир.

— Когда пришла советская власть, наша семья жила в Резекне, — вспоминает ветеран. — Жители города встретили ее с большим воодушевлением — несмотря на то что все частные магазины и предприятия были национализированы. В городе прошли митинги в поддержку новой власти. Отлично помню, что на митинги собиралось очень много народу, шли с большим воодушевлением. Там был расквартирован 9–й Резекненский полк — так военные без оружия строем ходили на эти митинги.

А 21 июля состоялись выборы в сейм, все поддерживали их, и все депутаты сейма были из местных, нам известных людей. Изменилось отношение к советской власти, конечно, после депортаций… А тогда рубль приравняли к лату, и зарплаты везде повысились. Устанавливалась социальная справедливость — к тому же многие были недовольны авторитарной властью Улманиса — сейма не было, профсоюзов не было. Но сельское хозяйство процветало, особенно после 1934–го. Благодаря ему Латвию высоко ценили — ведь она поставляла продукты в Европу, а там готовились к войне. Латвия же к войне не готовилась. Что там, маленькая страна!..

"Это и есть Холокост…"

Но война пришла и в наши приделы — когда я окончил 7–й класс латышской гимназии. И принесла в нашу семью огромную трагедию. Резекне бомбили, и моя мама, женщина предприимчивая, решила, что надо уехать в деревню. Собрали все вещи, уехали — я, мать и моя племянница, ее внучка. А отец, врач по специальности, остался работать в Резекне — там базировался советский военный госпиталь. И на воскресенье он приехал к нам и меня взял с собой — я там тоже стал перевязывать раненых красноармейцев. А утром отцу предложили в открытой машине поехать сопровождать раненых. Только мы с ним переехали границу, узнали, что Резекне заняли немцы. А ведь мама осталась в деревне! Ее расстреляли вместе с 6–летней внучкой, дочкой моей сестры… Сестра с братом учились в Риге в университете, они успели выехать в Россию.

В Резекне у меня было и две двоюродных сестры, Таня и Катя Михайловы, у них отец русский, а мама еврейка. Девочки в жизни не думали, что они еврейки — учились в латышской гимназии, отец у них православный, они крещеные. И немцы все равно их уничтожили. Это и есть Холокост.

Миномётчик и комсорг

А мы с отцом оказались в Бугульме, где он работал замначальника госпиталя. Я там окончил 9–й класс, а с 10–го меня призвали в армию, но поначалу не брали, потому что я из Латвии. Я пришел в военкомат: "Почему меня не берете? Я хочу служить!" Отвечали — нет, мол, разнарядки в Латышскую дивизию брать. А потом пришла разнарядка, и меня отправили в Гороховецкие лагеря в Горьковской области, в Запасный полк 43–й Гвардейской Латышской дивизии. Потом из Запасного полка создали 2–ю дивизию, а после — 130–й Латышский стрелковый корпус.

201–я Латышская дивизия воевала под Москвой, понесла очень большие жертвы. Ее переименовали в 43–ю Гвардейскую дивизию. И в нашем 130–м корпусе было две дивизии — 43–я и 308–я, которую создали в 1944–м. Я служил во второй.

Шел 1944–й, мы пошли в направлении Латвии, перешли латвийскую границу и участвовали здесь в боях. Я был минометчиком, сержантом.

Подходили к Латвии в районе Зилупе, помню, вся полоса перед границей, все населенные пункты с российской стороны были уничтожены. А когда вошли в Латвию, тут все цвело, все ухоженно, поля засеяны. Нас крестьяне встречали с огромными бидонами молока — его некуда было девать!

Я участвовал в боях под Крустпилсом, в форсировании речки Айвиексте и освобождении города. После этого нас перевели на левый берег Даугавы, и мы были в Балдоне, а потом освобождали Ригу. Собственно, столицу освободил Отдельный моторизованный батальон особого назначения, форсировавший Киш–озеро на амфибиях, что было неожиданно для всех! А наша дивизия на следующий день вступила в Ригу по стороны Пардаугавы, и нас встречали с цветами.

Из Курземского котла

После меня отправили на офицерские курсы — я ведь был сержантом. Через три месяца, в свои 19 лет, стал офицером. До конца войны служил в Запасном полку в Елгаве, и поскольку знал латышский язык, работал с теми, кого мобилизовали в Латвии в это время. Из них создали Запасный полк, и я был с ними полтора месяца на фронте, в Курземском котле — с одной стороны наш 130–й Латышский стрелковый корпус, а с другой — Ваффен СС. Я был там политработником.

В партию вступил в 18 лет, на фронте, перед освобождением Риги, до полувека одного года не хватило. Награжден орденом Великой Отечественной войны и медалью "За победу над Германией". А после войны мне вручали много юбилейных медалей.

Был комсоргом 355–го Латышского стрелкового полка, который дислоцировался в моем родном Резекне до лета 46–го.

В Резекне, помню, стою на вокзале, и проходит поезд с сосланными. В окно теплушки вылезает один человек и окликает меня по имени. Смотрю — знакомый мне по довоенной жизни в Резекне парень. Это везли в Сибирь легионеров Ваффен СС. Ко мне подходит сопровождающий поезд офицер — вы что делаете? А я ведь тоже офицер! Говорю, что родом из Резекне, как и этот парень. "А, друзей своих увидели?" — смягчился военный. "Да, — отвечаю, — в детстве были друзьями". А потом эти легионеры вернулись и все здесь работали.

Моряк и историк

Нашу 308–ю дивизию ликвидировали, и меня как офицера отправили в резерв. Предложили служить на флоте — я согласился. Меня отправили учиться в Военно–политическое училище в Смоленске. Я его окончил, а потом служил на Балтийском флоте в Таллине, получил звание капитан–лейтенанта. Прослужил там год и поступил в военную академию в Москве, где проучился четыре года.

В 1953–м меня из армии уволили вследствие… гонений на евреев, исключили из партии. Я подал апелляцию, и меня восстановили. А за что исключили? Мой отец до войны состоял в разных общественных организациях. К этому придрались, и на парткомиссии спрашивают: "Чем ваш отец занимался во время войны?" Отвечаю — он был замначальника военного госпиталя, майор, награжден орденом Красной Звезды. Переглядываются — ах, как же так!.. И восстановили в партии.

Приехал я в Ригу. Диплома об окончании академии я так и не получил, поэтому окончил исторический факультет Латвийского госуниверистета, учился на латышском языке, потом еще три года в аспирантуре. Женился, растил двух сыновей.

Работал в Риге директором 21–го и 13–го профтехучилищ, потом — директором 17–й средней школы. И последние 10 лет преподавал историю, военное дело и обществоведение в школе. А в 90–м, в 65 лет, ушел на пенсию и стал преподавать латышский язык. Сначала работал в кооперативе, а потом частным образом преподавал. И книгу написал — SpEles latvieSu valodas mAcIbAm ("Использование игр в преподавании латышского языка").

Методика преподавания Якова Поляка получила международное признание, а в Латвии у него учились и депутаты, и дипломаты, и учителя русских школ, не говоря уже о школьниках. Сейчас он по–прежнему обучает желающих — и от претендентов нет отбоя!

Наталья ЛЕБЕДЕВА.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (16)



Статьи по теме

Наша Латвия Бунт аптекарей: латвийские фармацевты защищают высокие цены

Реформа Абу Мери столкнулась с серьезным сопротивлением. Владельцы 110 аптек и представители профессиональных ассоциаций обратились с открытым письмом к премьеру, министрам и руководителям сеймовских фракций.

Наша Латвия Улицу Вальню сделают пешеходной за 8 млн евро

В целях развития общественного открытого пространства Старой Риги, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Рижское самоуправление планирует до конца 2029 года перестроить инфраструктуру улицы Валню, Театральной площади и прилегающих улиц, превратив улицу Вальню в пешеходную улицу.

Наша Латвия ПВС выявила недозволенную пищевую добавку в алкоголе

Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС), проведя проверку груза алкоголя из Беларуси, предписала уничтожить крепкий алкогольный напиток, в котором обнаружена неразрешенная пищевая добавка - бензоат натрия (Е211), свидетельствует информация, обнародованная ПВС.

Наша Латвия Объявлен сбор пожертвований для пострадавшей от ракетных ударов детской больницы

Благотворительная организация "Ziedot.lv" призывает делать пожертвования на помощь детской больнице "Охматдет" в Киве, сообщила агентству ЛЕТА руководитель по коммуникациям благотворительной организации Илзе Ошане.

Читайте еще

В мире Путин: выплатить защитникам Ленинграда, в том числе из Латвии, по 50 000 рублей!
Президент России Владимир Путин предложил сделать единовременные выплаты защитникам Ленинграда в размере 50 тысяч рублей и подчеркнул, что люди должны их получить без волокиты.
Наша Латвия Ничто не забыто: голоса ушедшего поколения Латвии
Когда–то в Даугавпилсе существовала мощная ветеранская организация. Седые, но еще полные жизни люди в пиджаках, увешанных боевыми наградами, ежегодно 9 мая колонной шествовали по городу, встречаемые почтительными взглядами горожан. Увы, годы берут свое — и за последнее время ветеранов в Даугавпилсе почти уже не осталось. Хотелось бы рассказать о троих ветеранах, которых с нами уже нет.
Lifenews 100-летний ветеран Второй мировой возглавил музыкальный хит-парад
На вершине музыкального чарта оказался ветеран Второй мировой войны, который через несколько недель отметит 100-летие. Он спел для врачей, которые пытаются победить коронавирус.
В мире Американский ветеран сравнил COVID-19 со Второй мировой
Пандемия коронавируса показывает, что Россия и США, совместно воевавшие против нацистской Германии, должны возобновить союзнические отношения, отказавшись от конфронтации, заявил РИА Новости американский ветеран Второй мировой войны 94-летний полковник Фрэнк Кон.