Он указал, что даже те, кто эмоционально готов вернуться в Латвию, не готовы настолько урезать свои расходы.
«Около трех лет проводилось исследование о том, что может вернуть представителей диаспоры на родину. Среди тех, кто в принципе готов вернуться, первым пунктом была зарплата, соответствующая работа. Это основная причина. Мы знаем, какие зарплаты в Ирландии, там можно заработать больше. Тогда их спросили, какая сумма бы их устроила. Три года назад они ответили 1500 евро «на руки» – 75% из тех, кто в принципе был готов вернуться, вернулся бы при такой сумме. Это довольно много», – сказал Эндзиньш.
«Вопрос – достаточно ли у нас рабочих мест, на которых готовы платить эти 1500 евро нетто? При выплате всех налогов в целом это получается где-то 2500. Это уже огромные деньги, мы знаем, что тогда, три года назад, средняя брутто-зарплата в Латвии была ниже 1000 евро», – отметил он.
По словам Эндзиньша, Латвии необходимо срочно обратить на эту проблему внимание и подкорректировать финансовую политику.
«Зачем я все это рассказываю: чтобы вернуть всех этих людей, увеличить количество собираемых налогов, надо создать условия, чтобы в Латвию захотели прийти предприятия, которые смогут платить такие зарплаты. Один из главных вопросов здесь – налог на рабочую силу. Уверен, если он будет хоть на цент выгоднее, чем в Литве и Эстонии, в течение трех лет эти рабочие места появятся, а наши таланты поедут обратно», – сказал Эндзиньш.
В ходе проведенного в ноябре 2018 года опроса представители латвийской диаспоры признали, что возможной причиной их возвращения на родину могло бы стать желание быть рядом с близкими людьми. Однако наиболее важным фактором, который бы поспособствовал возвращению домой, является зарплата – будь она 1500 евро, вернуться захотели бы 75%.