В документе, подписанном Э. Ринкевичсом, в частности, указано: "Чтобы в 2021 году на выборах в самоуправлениях была обеспечена возможность участвовать имеющим право голоса представителям диаспоры, выдвинута цель провести необходимые изменения в законодательстве. Ожидаем, что в 2022 году на выборах в сейм свою гражданскую активность проявят и примут в них участие по меньшей мере 50 000 избирателей за границей".
Хотелось бы напомнить господину министру, что принцип демократии "нет представительства — нет налогов" должен работать в обе стороны. Иначе говоря, люди, уехавшие из конкретных населенных пунктов Латвии за рубеж, более не платят подоходный налог тем самоуправлениям, где некогда жили. Факт наличия у них некой собственности в ЛР вряд ли может являться основанием, ибо хозяевами недвижимости в стране являются сотни тысяч неграждан и иностранцев, здесь проживающих, однако права голоса не имеющих.
Точно так же крайне сомнительным выглядит механизм участия эмигрантов в парламентских выборах. Человек, уехавший, предположим, из Курземе в Ирландию, может отдать свой голос в посольстве ЛР в Дублине (или на ином избирательном участке, заботливо оборудованном за рубежом), а голос его автоматически уйдет… в Рижский избирательный округ. Именно что к столице приплюсовывают всех диаспоральных избирателей. Почему?
План МИД предполагает в год выделять ежегодно 800 тысяч евро на "мероприятия сохранения культурного наследия", еще 158 тысяч на "укрепление связей диаспоры с Латвией". Всего ныне реализуется около 100 совместных проектов посольств ЛР и латышских обществ за границей, в них участвуют более 15 тысяч человек в 30 странах мира. Тем не менее всего лишь 11% представителей диаспоры вовлечены в деятельность общин.
Латвийское агентство инвестиций и развития намерено за 235 тысяч евро оказать "содействие привлечению диаспоры в народное хозяйство Латвии". В 2021 году создается интернет–сайт ResearchLatvia, предлагающий научно–технические проекты на деньги ЕС.
Что же касается возвращения бывших латвийцев на родину, то МИД готов в течение 3 лет разработать "по меньшей мере 1500 персонализированных предложений для реэмигрантов, а также предусмотреть финансирование для поддержки реэмиграции в размере 200 000 евро". "В случае реэмиграции именно экономические соображения — хорошо оплачиваемые рабочие места и возможности предпринимательства, а также доступность информации о них — особенно важны", — сообщает Министерство иностранных дел.
Аттракцион невиданной щедрости для 500 человек в год, и то — если все 100% потенциальных репатриантов вернутся в Латвию. А сколько же людей за это время уедет, особенно когда падут эпидемиологические оковы? Носить воду в решете — примерно так выглядят усилия чиновников по привлечению диаспоры.
Николай КАБАНОВ.