Данная страница является Архивом, чтобы вернуться на основной сайт нажмите здесь
20 сентября, пятница
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

Священник: «Поддержка неграждан Латвии — это исполнение наставлений апостолов»

Размер текста Aa Aa
Наша Латвия
BB.LV 08:05, 23 января, 2021 10


В начале года после продолжительной болезни скончался глава Центрального совета Древлеправославной поморской церкви Латвии (ДПЦЛ), многолетний наставник Даугавпилсской (1–й Новостроенской староверческой) общины отец Алексий Жилко. Менее чем за месяц до того, 13 декабря 2020 года, отцу Алексию исполнилось 75 лет, свою юбилейную дату знаменитый церковнослужитель отметил в кругу семьи. Пребывал в тот момент в добром расположении духа, принимал поздравления, но болезнь оказалась сильнее…



Автору этих строк неоднократно доводилось общаться с отцом Алексием Жилко. Это было интереснейшее общение — осанистый, степенный и величественный отец Алексий производил незабываемое впечатление. В Даугавпилсе, где все друг про друга знают, он считался одним из самых уважаемых горожан. В провинции любят посплетничать, облить ближнего грязью — но мне ни разу за без малого десять лет работы в даугавпилсской прессе не приходилось слышать про отца Алексия ничего дурного. Напротив — он был интеллектуал, трудяга и праведник. А еще: чрезвычайно смелый человек, всегда открыто высказывавший свое мнение — даже если оно могло не понравиться власть имущим.

Политический деятель

Важно отметить одну вещь. Жилко проявил себя не только как духовный лидер, но и как политический деятель. Так, летом 2012 года отец Алексий Жилко громогласно высказался в поддержку проходившего тогда сбора подписей за наделение многочисленных русских неграждан Латвии ее гражданством. От него этого шага никто не ждал и не требовал, более того, он оказался единственным русским священнослужителем Латвии, не побоявшимся открыто встать на защиту прав соотечественников. И это при том, что был он обласкан государством, имел высшую награду Латвии — Орден Трех звезд.

Отвечая на вопрос о побудительных причинах, говорил, что это шаг обусловлен заботой и состраданием к ближним. "Нехорошо и несправедливо, не по–христиански, когда в рамках одного государства, при цивилизации XXI века, живут люди с полными правами и тут же рядом живут люди с ограниченными правами", — отмечал отец Алексий. Он считал, что поддержка неграждан Латвии — это исполнение наставлений христианских апостолов. "Такое важное мероприятие должны поддержать все люди доброй воли. А христиане здесь прямым путем исполнят наставление святого апостола Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов", — отмечал духовный наставник.

Также Алексий Жилко говорил: "Да, для нас, староверов, очень унизительно, что мы, живя в Латвии, являемся полноправными гражданами этой страны, а наш родной русский язык, на котором мы разговариваем, имеет статус иностранного. Мы признаем в Латвии латышский язык в качестве государственного языка. Но мы убеждены и считаем справедливым, что Латвии необходимо в полном объеме ратифицировать Рамочную конвенцию, принятую в Страсбурге 1 февраля 1995 года. В этом случае русский язык получает в государстве официальный статус разговорного языка. Такое положение существует во многих странах Европы, есть с кого брать пример".

Вообще глава латвийских староверов отвергал концепцию "латышской Латвии". Снова и снова он повторял: "Мы, староверы, здесь, в Латвии, такие же хозяева, как и граждане титульной нации. И свой родной русский язык будем защищать от всяческих нападок и посягательств. Кроме того, мы употребляем и сохраняем еще и церковнославянский язык — язык наших достославных и досточтимых предков. На нем мы проводим богослужения и бережем его как зеницу ока". Жилко высказывался и против ликвидации русскоязычного обучения в школах нацменьшинств. С особенной любовью отец Алексий относился и ко Дню победы, он, сын погибшего фронтовика, высоко ценил этот праздник.

В 2019 году он заявлял: "Я не скрываю, что церковь обязана прямо высказывать свою позицию, поддерживать родную диаспору. И, конечно, церковь должна громко выступать — так, чтобы и простые люди это четко слышали, и, конечно, власти тоже, а потом последние пусть делают выводы. Вижу, что русской диаспоре необходимо слово церкви. И когда люди его слышат, искренне благодарны. Я ведь далеко не всех людей знаю даже в Даугавпилсе, которые относят себя к миру староверцев, зато они меня знают: на улице благодарят, даже в магазине узнают и говорят теплые слова".

Ему приходилось сталкиваться с самыми разнообразными проблемами. Например, в 2012 году по Латвии прокатилась волна ограблений старообрядческих храмов. "Это был какой–то кошмар! За несколько месяцев из сельских храмов было похищено несколько десятков икон. Орудовала хорошо организованная банда. В целом церкви нанесен огромный материальный ущерб. Мы боролись с этим как могли. В срочном порядке усиливали и улучшали систему сигнализации. Наши батюшки ночами дежурили в своих храмах. Полиция как бы свое дело сделала: вор пойман. Но пойман–то один! А у нас есть доказательства, что была банда! Спрашивается — кто главный заказчик ограблений, куда и по каким каналам уплыли наши иконы? Ответа нет! Со своей стороны мы приняли кое–какие меры для дальнейшей охраны икон, книг и церковной утвари. Нельзя сказать, что они достаточны, нужны серьезные вложения, но у нас нет необходимых материальных средств. Обращались за помощью к государству — ведь иконы и старопечатные книги являются и государственной ценностью. Государство не помогло ни в чем! Кроме письменного вида отписок мы ничего не получили. Выходит — не нужны мы государству с нашими проблемами по охране материальных ценностей", — сетовал в разговоре со мной отец Алексий.

Усердный труженик

Вместе с супругой Варварой Диевной отец Алексий воспитал четверых детей и нескольких внуков. Всегда деятельный, всегда внимательный к людям — таким он запомнился. Активно продолжал работать — до самых последних дней. В прошлом году в храме 1–й Даугавпилсской (Новостроенской) староверской общины на отчетно–перевыборном собрании (согласно общинному уставу, такое событие имеет место один раз в пять лет) выступил с отчетным докладом. "Прежде всего прошлым летом была отремонтирована часовня, простоявшая без капитального ремонта 25 лет. Сейчас продолжается ремонт в Церковном доме–музее. В мае 2019 года мы приступили к реставрации уникальной храмовой иконы "Четыре евангелиста", стоящей на государственном учете. По мнению реставраторов, эта икона XVI века из Церковных врат. Выяснилось, что она содержит несколько слоев красок, есть и золотой слой. Часть расходов по реставрации оплатила городская дума, часть — наша община. Для нас иконы — почитаемые святыни, и надо заботиться о том, чтобы они дошли до потомков в целости и сохранности", — говорил Алексий Николаевич.

Человек с твердыми принципами и верой — этим он и привлекал окружающих. Спрос на подобные качества в наше зыбкое и нестабильное время побуждает людей искать тех, кто может послужить им своеобразным якорем в море житейской неопределенности. "Здесь большая проблема. Охладевают люди к вере, приходят в церковь только тогда, когда бывают проблемы. Впрочем, я очень хочу верить, что это происходит не потому, что люди променяли храм на супермаркет, но потому, что их физически нет в Латвии — уехали на заработки за границу, поскольку жить на родине все тяжелее. Знаю, что многие — по мере возможностей, конечно, — но сохраняют веру за границей. И нередко приезжают сюда из стран Америки и Европы, например, детей крестить. Это искренне радует!" — рассуждал Жилко.

Помню, я спрашивал у него: в чем, на его взгляд, главная причина, позволяющая староверам уже на протяжении трех с половиной веков жить и сохранять свою веру и традиции в зачастую недружественном мире? "Исповедание своей веры и соблюдение церковных заповедей. Сюда можно отнести также и опору на христианскую мораль как единственно верную и правильную мораль человечества. Это была и есть главная духовная сила староверов Латвии: она исцеляет, исправляет, бодрит и спасает", — твердо отвечал мне отец Алексий. И это были не просто слова.

После его ухода из этой жизни образовалась огромная прореха, которую уже не заполнить. Честно говоря, трудно в Даугавпилсе назвать человека, которого по степени харизмы и авторитета — причем не только в староверской среде — мог бы встать вровень с отцом Алексием. Без него наш городской мирок стал гораздо беднее. И вспоминать Алексия Николаевича по совокупности его деяний будут долго.

Биография

Алексий Николаевич родился 13 декабря 1945 года в Риге, в потомственной староверской семье. Воспитывался без отца, который в конце войны пропал без вести. С детских лет, под началом матери Феврусы Дементьевны Жилко (1910-1993) посещал молитвенный храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО). Благолепие богослужений, торжественность, церковное пение в храме оставили в душе мальчика Лёши неизгладимые впечатления на всю жизнь. В 1953 году он начал посещать Рижскую 4-ю среднюю, школу, в которой, помимо основных занятий, учился музыке. В 1964 году окончил школу, был призван в армию, где в течение трёх лет проходил службу в качестве музыканта военного полка.

С 1963-го, ещё в школьные годы, Леша стал обучаться церковно-славянскому чтению, а затем и знаменному пению. Учился не у кого-нибудь, а у известного деятеля Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, председателя Совета РГСО Лаврентия Силовича Михайлова (1913-1985).

В том же году поступил в причт Рижского храма, где постепенно прошёл все ступени причетника: от пономаря до канонарха и уставщика. Под руководством опытных духовных наставников, старших причетников, при непосредственном участии известного деятеля ДПЦЛ Иоанна Никифоровича Заволоко (1897-1984), а также путём самообразования Алексий Николаевич совершенствовался в познании богослужений, устава, в вопросах догматов веры, канонических правил церкви, истории Древлеправославия, в других духовных и религиозных вопросах. Тогда же в Старообрядческом церковном календаре были напечатаны его первые статьи.

В 1981 году Алексий Николаевич оказался избран в состав Совета РГСО, где на посту заместителя председателя вёл свой самостоятельный участок работы. Активно участвовал во всех религиозно-духовных мероприятиях общины. В 1984 году его избрали председателем Совета общины. Но из-за внутреннего конфликта в общине, в который вмешались чиновники советского Уполномоченного по делам религий, Жилко был вынужден оставить РГСО.

По просьбе прихожан Елгавы дал согласие принять отеческое благословение на служение духовным наставником, продолжая работу на предприятии в Риге. 19 июля 1986 года в Вильнюсе был благословлён в духовные наставники – своим духовным отцом Лазарем Памфиловичем Кассаковским (1914-1991), при участии вильнюсских наставников: о. Николы Онисимовича Пруссакова (1910-1990) и о. Алексия Васильевича Боярова (1926-1990). Алексий Николаевич Жилко являлся участником Собора Древлеправославной Поморской Церкви в Вильнюсе в 1988 году, где торжественно отмечалась славная юбилейная дата – 1000-летие Крещения Руси. На Соборе он был награждён Почётной Грамотой Высшего Старообрядческого Совета в Литве. В 1989 году отец Алексий вместе с семьей переехал в Даугавпилс, где много лет руководил Новостроенской староверческой общиной — одной из самых больших староверческих общин Латвии.

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (10)



Статьи по теме

Наша Латвия Бунт аптекарей: латвийские фармацевты защищают высокие цены

Реформа Абу Мери столкнулась с серьезным сопротивлением. Владельцы 110 аптек и представители профессиональных ассоциаций обратились с открытым письмом к премьеру, министрам и руководителям сеймовских фракций.

Наша Латвия Улицу Вальню сделают пешеходной за 8 млн евро

В целях развития общественного открытого пространства Старой Риги, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Рижское самоуправление планирует до конца 2029 года перестроить инфраструктуру улицы Валню, Театральной площади и прилегающих улиц, превратив улицу Вальню в пешеходную улицу.

Наша Латвия ПВС выявила недозволенную пищевую добавку в алкоголе

Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС), проведя проверку груза алкоголя из Беларуси, предписала уничтожить крепкий алкогольный напиток, в котором обнаружена неразрешенная пищевая добавка - бензоат натрия (Е211), свидетельствует информация, обнародованная ПВС.

Наша Латвия Объявлен сбор пожертвований для пострадавшей от ракетных ударов детской больницы

Благотворительная организация "Ziedot.lv" призывает делать пожертвования на помощь детской больнице "Охматдет" в Киве, сообщила агентству ЛЕТА руководитель по коммуникациям благотворительной организации Илзе Ошане.

Читайте еще

Культура Янис Стрейч: «Совет один – вкалывайте, сколько возможно!»
Один из самых знаменитых режиссеров среднего поколения Янис Стрейч, отметивший в прошлом году свое 85-летие, может похвастаться и еще одним своим юбилеем – 30-летием выхода на экраны картины «Дитя человеческое», которая была номинирована на «Оскар», первой картины ставшей независимой Латвии.
В мире Родни Кук: «Предлагаю организовать встречу Путина и Байдена на острове»
Родни Мимс Кук–младший, основатель и президент американского Национального фонда памятников и член Комиссии изящных искусств США, любезно согласился ответить на вопросы портала bb.lv.
Война на Украине «Украина будет воевать сама»: о мифах, рождении нации и звёздном часе Зеленского
Собеседник портала bb.lv — кандидат исторических наук Ярослав Шимов (1973), автор ряда книг о регионах Центральной и Восточной Европы. Уроженец Беларуси, окончивший МГУ, с 1999 года живет в Праге. Ведущий программ "Время свободы" и "Атлас мира".
Наша Латвия История жителя Латвии, доказавшего, что добро бывает с кулаками
Восемьдесят лет назад на территории оккупированной нацистами Латвии беспрерывно работала жуткая фабрика смерти, безостановочно перемалывавшая в своих челюстях десятки тысяч людских жизней.