Напомним, что в конце февраля Херманис опубликовал в Facebook этические правила для зрителей и работников Нового Рижского театра. Пост-манифест вызвал бурю обсуждений и критики, поэтому через время режиссер был вынужден разъяснить свою позицию. Однако пост с объяснениями вскоре бы удален из соцсетей, поскольку Facebook распознала в нем "язык вражды".
Эти события заинтересовали президента, и он пригласил Херманиса на встречу.
"Еще раз проинформировал президента, что на территории Нового Рижского театра и в дальнейшем будет в силе статья 100 Сатверсме и свобода слова. За остальную территорию Латвийского государства в ответе у нас другие. Но у меня осталось сильное впечатление, что президент меня понял и как юрист, и как политик, и как человек", - рассказывает режиссер о своем визите к главе государства.
Если примером являются некоторые западные страны, где под именем политкорректности сейчас сносят историю (в буквальном и фигуральном смысле) и осуществляют охоту на ведьм, то у нас тут последний момент и нужно будет выбирать самим, написал режиссер. По мнению Херманиса, над Латвией нависла угроза потери независимости.
"Во времена Горбачева разрешенная свобода слова было именно тем, что привело нас к своей независимости. В свою очередь, отказ от свободы слова нас быстро приведет к потере независимости. Всего лишь. В остальном все нормально.
Анализируя ситуацию Латвии - сейчас тут ВСЕГО пару тысяч человек, которые своей новой догмой "правильного мышления" тиранизируют все остальное общество Латвии", - написал руководитель Нового Рижского театра. По версии Херманиса, "тираны с новой догмой" в основном засели в сфере работников СМИ, культуры (а не искусства) и в высших учебных заведениях. В этих кругах свобода слова давно парализована и больше не работает, полагает он.
"Призываю не позволять в дальнейшем им садится нам на голову. Пусть контролируют друг друга хоть до обморочного состояния. У них тоже есть право на свое мнение. Но пусть оставят нас в покое. Все. Ждем весну", - резюмировал Херманис.
Президент заступился за свободу слова
По итогам встречи на сайте президента Латвии появился пресс-релиз, в котором также говорилось о важности свободы слова.
"Президент Латвии подчеркнул, что статья 100 Сатверсме гарантирует свободу слова. Свобода искусства - это часть свободы слова, и это важный элемент демократии. Демократия нуждается в свободном обмене информацией и мнениями.
Свобода искусства, как и граница свободы слова, должна быть просторной, она может включать провоцирующие, раздражающие и тревожные мнения, образы и выражения. Кроме того, границы свободы искусства более широкие, чем границы свободы слова", - поддержали режиссера в президентском дворце.
Президент также обратил внимание на то, что из социальных сетей удаляются отдельные мнения без анализа конкретного содержания. По мнению главы государства, алгоритмы социальных сетей или какие-то неизвестные анонимные люди не имеют права принимать решения, которые ограничивают свободу слова, гарантируемую в Латвии Сатверсме.
"Границы свободы слова в законах определяются демократически уполномоченными представителями, и то, нарушены ли эти границы, в конце концов должен решать суд", - отмечается в пресс-релизе президентской канцелярии.
Президент признал, что обеспечить свободу слова в цифровой среде не так-то просто. Возможны национальные решения, но эффективнее было бы достичь общего решения на европейском уровне. Представители Латвии должны активно участвовать в разработке общего регулирования Евросоюза, которое предотвращает как ограничение свободы слова, так и распространение ненависти и распространение дезинформации на социальных платформах.
Напомним, что Херманис - не единственный, кто подвергся цензуре соцсетей. На днях не менее известная латышская писательница Мара Залите опубликовала на своей странице в Facebook хвалебный пост, в котором изложила свои мысли по поводу премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша. Буквально через пару часов пост был удален соцсетью.
По версии некоторых комментаторов, это произошло из-за того, что интернет-алгоритм перевода Google посчитал фамилию Кариньша подстрекательством к войне (поскольку перевел Kariņš на английский язык как War - "война"). Однако по другой версии, пост просто получил огромное количество жалоб из-за крайней непопулярности премьер-министра.