Начальник Главного административного управления Государственной полиции Нормунд Грубис рассказал «МК-Латвии», что полицейские-универсалы должны стать новой силой реагирования:
– Это полицейские широкого профиля, если можно так сказать. Они будут выбраны из подразделений, которые сегодня осуществляют надзор за движением на дорогах и патрулирование, а также выезжают на вызовы в случае административных нарушений и преступлений уголовного характера. Объединив эти силы и добавив сотрудников оперативного управления, мы создадим мобильную и компетентную силу реагирования.
– Чем будет отличаться работа новых полицейских?
– Такие сотрудники полиции смогут не только патрулировать или выписывать штрафные квитанции за неправильную парковку, но и оперативно выезжать на место происшествия, составлять протоколы, опрашивать свидетелей, то есть проводить все необходимые процессуальные действия по задержанию и оформлению документации. Им по силам будет начать и уголовный процесс, оформив соответствующие документы. Выехав на вызов с жалобой на насилие в семье, такие полицейские смогут принять решение и о разделении семьи с принудительным выселением насильника.
Один наряд на 10 000 жителей
– Получается, полицейские должны лечь спать и завтра проснуться уже универсальными специалистами?
– Конечно, потребуется особая подготовка. Но прежде всего хочу пояснить, что послужило причиной для создания такой новой силы реагирования. Ни для кого не секрет, что сотрудников в Госполиии не хватает. Мы не можем обеспечить жителям услугу своевременного реагирования и прибытия полиции на вызовы. Но мы решили изучить рекомендации европейских экспертов и наши возможности.
– И к каким выводам пришли?
– Поняли, что в сутки на каждые 10 тысяч жителей нужно иметь в распоряжении двоих полицейских, то есть один наряд. К примеру, в Тукумсе с населением в 50 тысяч жителей для обеспечения оперативной реакции на все срочные вызовы участку в сутки понадобится пять нарядов таких универсальных полицейских – стражей порядка быстрого реагирования.
– И по какому графику они должны работать?
– Трое из них выходили бы на рабочие смены с восьми утра до восьми часов вечера, а двое – с восьми вечера до восьми утра. Это как пример. Таким образом мы бы обеспечили и видимость полицейских, и реальное реагирование на происшествия.
Сам осмотрел, сам раскрыл
– А какова ситуация с полицейскими сейчас?
– Сейчас у нас на 10 тысяч населения трудится два наряда полиции: один наряд из двух полицейских при этом ведет надзор за дорожно-транспортным движением, другой (если он имеется) осуществляет патрулирование улиц. Но если перераспределить имеющиеся силы, можно обеспечить оперативное прибытие на вызовы и качественную оперативную работу.
– Выходит, сейчас не каждый наряд полиции может оторваться от привычного патрулирования улиц и выехать, скажем, по вызову на квартирную кражу?
– Сейчас происходит так. К примеру, поступил вызов на кражу из частного дома. Мы должны на него отреагировать в установленный срок. Прежде всего посылается наряд патрульных полицейских. Они приезжают, выставляют охрану места происшествия, проводят осмотр, изучают следы. Если есть такая возможность, могут начать преследование по горячим следам. Все это в рамках их компетенции.
Далее наступает черед непосредственно расследования. Для тщательного осмотра места происшествия, начала уголовного процесса и ведения следственных действий на место происшествия является оперативная группа. В ее составе может быть следователь, а также оперативный сотрудник, еще и участковый инспектор. Получается, что на одно и то же происшествие мы выезжаем по меньшей мере дважды. А если еще к осмотру места происшествия привлекается эксперт, то и трижды.
Так вот, наша цель сделать процесс более эффективным, то есть на одно событие реагировать максимум один раз, и за один раз выполнить все необходимые действия силами одного наряда.
Обучать будут в колледже и на местах
– Хорошо, кто и где научит полицейских таким действиям? У нас же более 10 лет назад закрыли Полицейскую академию.
– Первые мероприятия мы уже провели: с 1 марта ввели в Госполиции 100 офицерских должностей, которые займут нынешние патрульные и дорожные полицейские. 90 сотрудников полиции мы уже перевели на эти должности. Теперь осталось их обучить.
– Планируется обучать работе по-новому и будущих полицейских, курсантов полицейского колледжа?
– Да, в полицейском колледже разработана новая учебная программа повышения квалификации, по которой уже с 1 сентября будут обучать быстро реагирующих полицейских – тех самых «универсалов».
«Опять же, экономия на бензине»
– Продолжительность рабочей смены полицейского-универсала останется прежней?
– Дежурить им придется те же 12 часов. Но кроме основной и уже привычной функции – обеспечения общественного порядка – тем же полицейским придется действовать по ситуации: они должны будут реагировать на любое правонарушение, в том числе и на те события, которые выходят за рамки патрульно-постовой службы, патрулирования и надзора за дорожным движением.
– Это позволит сэкономить ресурсы?
– Конечно. В первую очередь мы сможем более эффективно использовать человеческие ресурсы. Во вторую очередь не придется гонять в одну и ту же точку разные экипажи работников. Это ощутимая экономия бензина.
Грубые подсчеты
– Когда эти мечты станут реальностью?
– Должен признать, сейчас мы еще только в самом начале процесса. Все это будет связано со значительными переменами в системе Госполиции в целом.
– Во всех ли регионах появятся высококвалифицированные быстро реагирующие универсалы?
– Поначалу система в разных регионах Латвии будет несколько отличаться. В частности, в Рижском региональном управлении она будет действовать несколько иначе, чем в остальных четырех региональных Управлениях полиции. Если в Риге реагирующие силы будут формироваться централизованно, то в других регионах, как мы решили, они будут концентрироваться непосредственно на участках.
– В Госполиции работает около 6000 сотрудников. Сколько из них повысят квалификацию до профессионалов быстрого реагирования?
– Число таких сотрудников легко подсчитать из расчета один наряд из двух полицейских на 10 тысяч населения. То есть в городе или крае с населением в 50 000 будет пять пунктов, готовых к быстрому реагированию в универсальных ситуациях. Всего же в Латвии насчитывается примерно 1,9 млн жителей, вот и считайте. Ну, это, конечно, грубые, приблизительные подсчеты.
Будут новые машины и новая форма
– Сотрудники более высокой квалификации могут рассчитывать на прибавку?
– Их ждет хоть и небольшая, но прибавка к зарплате. Но стоит учитывать, что они уже и сейчас в выигрыше: переведены на должности инструкторов, а это означает повышение в должности. Уже это ощутимо скажется на зарплате. Сама же прибавка составит примерно 130 евро, но и она неизбежно повлияет на сумму отпускных и на другие доплаты за сверхурочные и тому подобное. Так что все эти бонусы делают должность такого универсального полицейского очень привлекательной.
– Визуально новых полицейских можно будет отличить?
– Нет, они ничем не будут отличаться от других сотрудников полиции, единственное – и это опять же бонус – они первыми получат новую форму. Но никаких других особых внешних отличий от обычных стражей порядка у них не будет.
Полицейских быстрого реагирования оснастят мобильным бюро
По словам нашего собеседника, новым полицейским будет выделен специальный транспорт, то есть они будут обеспечены своего рода специальным мобильным бюро.
По сути, такой автомобиль будет оснащен всем необходимым – компьютером и другой техникой. Ведь полицейский должен иметь доступ к базам данных даже в полевых условиях. Кроме того, ему может потребоваться допросить задержанного, составить документы.
– Планируем, что машина такого наряда будет оборудована так, как у наших зарубежных коллег. Служебный автотранспорт полицейский наряд быстрого реагирования после смены будет передавать своим коллегам.
Что важнее: штраф или кража?
– Предположим, полицейский начал оформлять штраф за парковку и тут получил вызов на кражу. Что станет приоритетом?
– Если полицейский получает информацию о происшествии, то быстрое реагирование на него становится приоритетом. К проверкам на дорогах или патрулированию можно будет вернуться после выезда на вызов и проведения всех необходимых, в том числе и оперативных действий.
– Новичков тоже будут обучать навыкам быстрого реагирования или только полицейских со стажем?
– Такое обучение уже происходит. До сих пор мы приняли 25 курсантов, которые уже обучаются быстрому реагированию. Мы планируем, что уже с 1 сентября этого года обучение по новой программе в полицейском колледже начнут 80 кадетов. Они получат дипломы первого уровня высшего профессионального образования и смогут пополнить ряды полицейских быстрого реагирования.
– Сколько средств планируется выделить на обучение и оснащение полицейских нового образца?
– Все реформы внутреннего управления проводятся за счет средств, которые и так выделяются на систему внутренних дел из государственного бюджета. Так что мы будем действовать в рамках имеющегося финансирования. Какую-то особую, усиленную, кардинально отличную от прежней подготовку полицейские проходить не должны: каждый из них регулярно оттачивает необходимые в работе навыки и умения, обучен задерживать нарушителей, в случае необходимости может применить оружие.
Мнение
«Не верю!»
Нина Павленко, бывшая сотрудница МВД, говорит, что не верит в эффективность запланированной реформы работы полицейских:
– Я вообще к универсальности в этой сфере очень негативно отношусь. Универсальным бывает только стиральный порошок. Когда я работала в системе, каждый сотрудник полиции – оперативник, занимался раскрытием определенного вида преступлений. Одни стражи порядка должны заниматься происшествиями на дороге, другие – раскрывать квартирные кражи, третьи ловить карманников. Каждая такая специализация очень узка и имеет свою специфику. Если один полицейский досконально разбирается в правилах дорожного движения и клеит «горчичники» за нарушения, невообразимо, что он между делом поедет и раскроет кражу. Не может один человек разорваться на все – это просто нереально!
К тому же не нужно снова изобретать велосипед, универсальные полицейские – это совсем не новое понятие. Во время моей работы была такая рота оперативного реагирования. Мы их называли «роликами». Они быстро приезжали на место происшествия, все огораживали, всех разгоняли, чтобы никто не затоптал следы. Затем все как-то само собой сошло на нет – существование такой роты признали нецелесообразным. Так что все это полицейские со стажем уже проходили...
Если Госполиции нужны какие-то перемены, не хватает сотрудников, хочу дать совет: «Избавляйтесь от кабинетных работников, выгоняйте лейтенантов на улицы! Дайте им в подчинение по два капитана, пусть тоже патрулируют, работают «на земле» и раскрывают преступления».