"Приказа об отступлении не было"
…С цветами и венками все поднимаются по ступенькам на холм, к гранитному обелиску. На этот раз публичных выступлений не было.
— Было заявлено только мероприятие возложения цветов, — объяснил ситуацию Евгений Волошин, глава Рижского бизнес–клуба, многолетнего организатора памятных встреч на Луцавсале. — Поэтому я хотел сказать всем огромное спасибо за то, что вы помните эту дату.
Но личные беседы никто не запрещал, и Евгений Александрович продолжил для газеты "СЕГОДНЯ":
— 320 лет событию, когда русские воины бились здесь со шведами. И ровно 20 лет назад к 300–летней дате героической битвы инициативная группа рижских бизнесменов выдвинула предложение отреставрировать этот памятник, который пребывал в запущенном состоянии. Были проведены проектные работы, большая работа по поиску камня, аналогичного тому, из которого был изваян монумент. Была проведена серьезная реконструкция, сделана лестница, обустроена верхушка холма. И в сам день 300–летия битвы состоялся грандиозный праздник — с большим концертом. Архиепископ Рижский и всея Латвии Александр отслужил панихиду по воинам, на поле брани убиенным.
Событие, которое произошло 10 июля, потрясло всех историков и той эпохи, и нашей, потому что небольшой отряд — 400 русских воинов, которым предложили сдаться и сохранить жизни, ответил, что "у нас приказа об отступлении не было и мы будем биться до конца". Этот приказ они так и не получили. Но бились до последнего — остров был весь усеян трупами солдат.
Шведский король Карл XII, выдающийся полководец, приехав сюда, сказал, что эти воины проявили потрясающий героизм. И 20 оставшихся русских защитников острова, которых хотели добить, он повелел взять в плен, сохранив им жизни.
— Когда смотрю на этот памятник, думая об этом подвиге, вспоминаются слова Высоцкого: "Тайну слова "приказ", назначенье границ, смысл атаки и лязг боевых колесниц…" — поделился депутат Рижской думы Мирослав Митрофанов. — Здесь горела земля и гибли русские солдаты, но не отступали. Мы сегодня возлагаем цветы и в честь их понимания чувства долга.
— Мы пришли почтить подвиг русских гвардейцев, — сказал Владимир Сергеевич Касаткин из Рижского клуба моряков "Гангут". — Тогда гвардейских полков не было, были гренадерские пехотные части, особенные в войсках Петра I, как этот отряд на Луцавсале. Лейб–гвардия появилась только после Отечественной войны с Наполеоном, Преображенский и Семеновский полки.
Потому и не пошел на Москву
— В той долгой войне, которую Россия вела больше 20 лет, битва на Луцавсале — очень знаковый эпизод, — рассказал газете "СЕГОДНЯ" глава Русского социально–культурного общества Вячеслав Алтухов. — Надо сопоставлять масштабы стран того времени: если в состав Шведского королевства входили Эстляндия, Финляндия, Лифляндия, Померания и другие области общим числом населения около 20 млн, то в России жило всего 7 млн 800 тысяч человек.
Вероятно, еще и поэтому в начале Северной войны русские терпели неудачи. И впервые здесь после ее начала не отступили, стояли насмерть. И, после того как шесть часов сражались с превосходящими силами шведов, сам шведский король Карл XII был поражен: в чем тут дело?
На Москву в то время дорога была ему открыта — русская артиллерия погибла под Нарвой. Но он, увидев исход битвы на Луцавсале, переменил планы. Не пошел на Москву, а повернул в глубинку, в сторону Полтавы, к своему союзнику Мазепе. Скорее всего, подумав: "Если русские будут так сражаться на каждом военном перегоне, то лучше поберечься".
То есть этот эпизод на Луцавсале оказался решающим, может быть, и для судьбы России в целом. И вот эта заминка Карла XII дала возможность Петру I отлить новые пушки, собрать армию и пойти биться под Полтавой. Это очень важный момент и показывает то, что проявление геройства на поле боя очень важно. Та армия, которая проявляет больше геройства, стойкости, упорства, побеждает. Сравнительно небольшая по тем временам Россия разгромила обширную Шведскую империю.
На двинском острове
Что же произошло 10 июля в этом месте? Во время Северной войны, в 1701 году, на помощь союзнику Петра I — польскому королю и саксонскому курфюрсту Августу II — был направлен корпус Аникиты Репнина — 19 пехотных полков.
Саксонская армия в это время вела боевые действия на территории Лифляндии. Командующий саксонцами фельдмаршал Штейнау в письме к Августу II так оценивал русских солдат: "Люди вообще хороши… Они идут так хорошо, что нет на них ни одной жалобы, работают прилежно и споро, беспрекословно выполняют все указания".
С приближением армии шведского короля Карла XII к Риге Штейнау приказал своим частям отступить за Двину и занять расположенные у левого берега города острова. 400 русских воинов направили на Люцаусгольм, чтобы воспрепятствовать переправе шведов.
9 июля войска Карла, переправившись через реку в другом месте, разгромили саксонцев. Те в панике отступили, а четыре сотни русских воинов остались на острове без какой–либо поддержки и надлежащих указаний.
В ночь с 9 на 10 июля сюда был направлен отряд шведского полковника Гельмерсена. Бой оказался упорным, шведы понесли немалые потери, среди убитых был и сам командир. Русский отряд почти полностью погиб, но не сдался. По одной из версий, когда Карл ХII спешно прибыл на остров, решив, судя по интенсивной стрельбе, что идет ожесточенный бой, то обнаружил многих своих солдат убитыми и ранеными. Ему доложили, что оборону в редуте держат лишь 20 русских солдат.
Король отдал должное их самоотверженности и велел пощадить смельчаков. Остальных погребли в первом братском захоронении Риги.
Наталья ЛЕБЕДЕВА.