Портал bb.lv недавно сообщал о том, что вот-вот исполнилось ровно 15 лет с момента, когда в Латвии официально начали подсчитывать ущерб от оккупации. Нельзя сказать, однако, что идея считать, какая страна кому что должна, появилась у нас. Таких попыток и ранее было немало.
Напомним, что подсчет ущерба от оккупации официально ведется в Латвии с 2006 года. Курирует это мероприятие Минюст. Раньше данное ведомство по традиции возглавляло Национальное объединение и разговорами о счете для Кремля время от времени возбуждало часть своего электората. Теперь Минюст в Латвии – вотчина Новой консервативной партии, которая по духу близка националистам и тоже не прочь помуссировать тему.
Активно тему получения компенсации от России педалирует и минюст Эстонии. И там тоже это ведомство под националистами. Это, к слову, весьма красноречиво говорит о данной инициативе не как о государственной заботе, а как об инициативе конкретных политических сил.
Жаркий вопрос
В этой связи вспоминаются жаркие споры конца 1980-х годов, когда советские республики начали спорить о том, кто кому больше должен, или так – «кто кого кормит?». Прибалты, например, были уверены, что финансировали Москву. В Кремле огрызались – дескать, вы сидите на дотациях из центра, не раскачивайте лодку! Этот вопрос в итоге тогда так и остался не выяснен, хотя теперь мы можем на него точно ответить.
Истину помог открыть Иван Силаев, бывший советский министр, а в 1990-1991 годах – председатель Совета Министров РСФСР, который дал несколько лет назад интервью российскому журналу «Огонек». Он рассказал, что в те годы под его руководством впервые был составлен доклад о многолетних и непубличных дотациях национальным республикам из общесоюзного «котла».
Вот это сенсация!
«Прежде всего выяснилось, что Россия являлась самой экономически угнетенной республикой, что она – гигантский донор для 12 других «братских» республик. Мы не субсидировали только Белоруссию и Латвию. Общие затраты на эти цели ежегодно составляли 45–50 млрд рублей, а это, в свою очередь, четверть общесоюзного бюджета, или треть всех денег, которые зарабатывала Россия! Для нас это открытие стало настоящим потрясением», – заявил Силаев «Огоньку».
Ну а для нас открытий здесь нет. Латвия была донором Советского Союза, а не нахлебником? Тот, кто имеет хоть небольшое представление о Латвийской ССР, вряд ли будет удивлен. Обладая очень небольшим населением (чуть более 2 млн человек, тогда как население СССР составляло 293 млн человек), ЛССР имела невероятно развитую промышленность. Так, в 1972 году промышленность ЛССР давала 66% совокупного общественного продукта и 55% национального дохода.
Узнаем ли?
Общесоюзное значение имело транспортное машиностроение, электротехническая радиопромышленность, приборостроительная, трикотажная, мясо-молочная, рыбная промышленность ЛССР. Всей стране были известны названия латвийских заводов: Рижский вагоностроительный, лиепайский завод «Сарканайс металургс», «Радиотехника», Рижский электротехнический завод (ВЭФ), Рижский автобусный завод («РАФ»), «Дзинтарс», «Лайма» и другие. Это были по советским меркам передовые, хорошо оснащенные, технологически продвинутые предприятия, производившие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Стоит ли удивляться, что у республики было больше денег, чем у других! В других странах Прибалтики, в Эстонии и Литве, в силу разных причин промышленность была не столь развита, как в ЛССР.
Возможно, изучение Минюстом бюджета ЛССР и должно показать, что остальной СССР «грабил» несчастную республику? Посмотрим, как это преподнесут. Но, вероятно, мы этих подсчетов Минюста в общественном пространстве так никогда и не увидим, как не увидели в свое время доклада по финансовому балансу советских республик. Тогда, на рубеже 1980–1990 годов эту информацию сочли взрывоопасной.
Как рассказал Силаев, у лидеров союзных республик достало сил на то, чтобы неудобная правда не стала достоянием гласности. Она фактически так и не вышла из стен правительственных кабинетов и даже на Съезде народных депутатов СССР свелась в основном к кулуарным перепалкам.
Григорий АНТОНОВ.