Сегодня перед комиссией сейма по бюджету и финансам (налогам) госкассиры представляют документ "О максимальном государственном долге в конце 2021 года". Напомним, что в прошлом году Закон о государственном бюджете на 2021 год ограничил номинальную стоимость госдолга 14,44 млрд евро.
Не все в этом году получилось как хотели. Из представленного парламентариям сообщения: "Распространение Covid–19 и решения правительства о мероприятиях по уменьшению влияния вспышки Covid–19 и поддержки экономики в чрезвычайной ситуации вызвали увеличение дефицита государственного бюджета по сравнению с запланированным…" Так, по программе 02.00.00 "Средства на непредвиденные расходы" до конца октября текущего года выдано 1,9 млрд евро.
В целом же если в прошлом сентябре, когда верстался бюджет–2021, коронавирусные потребности народного хозяйства и социальной сферы исходили из "осторожной оценки" в 3,478 млрд — то по факту это вылилось в 4,414 млрд.
Однако финансовое ведомство обеспечило "большую эластичность при осуществлении заемных мероприятий (…) с выгодными для государства условиями".
Проще закон переписать
С 1 января по 15 ноября текущего года Латвия заняла на международных рынках 2,29225 млрд евро на срок до 10 лет. Прибыльность наших купонов на максимуме составила 1,375% годовых. Также от международных финансовых институтов получено 435 миллионов евро беспроцентных займов. Всего ЛР увеличила долг на 2,72725 млрд.
Ну а прогноз максимального долга на конец 2021 года составляет 15,440 млрд, что на миллиард больше, чем было обещано законом. Но тем хуже для закона.
Государственная касса попросту предложила… переписать нормативный акт, основываясь, в свою очередь, на 28–ю статью Закона о предотвращении последствий распространения инфекции Covid–19.
Мотивация простая: "Чтобы Государственная касса была вправе продолжать заемные мероприятия в 2021 году…"
Хотя, в общем–то, обмануть никого не получится — макроэкономические показатели ЛР — как то: инфляция, безработица — неминуемо скажутся на наших кредитных рейтингах. И тогда проценты, под которые можно будет предложить миру наши долговые обязательства, постепенно будут смещаться к показателям, например, Украины.
Сколько же всего потребуется Латвии денег, дабы перебороть ковид? Как значится в другом документе для сейма, подписанном министром финансов Янисом Рейрсом ("Новое Единство"), "до сих пор существует большая неопределенность…".
Николай КАБАНОВ.