Напомним: памятник, напоминающий улей с пчелами, был установлен еще три года назад усилиями одного праворадикального бельгийского политика при поддержке Музея оккупации Латвии. Памятник был призван символизировать трагическую судьбу военнопленных — бывших солдат и офицеров латышского легиона Ваффен СС, которых британцы переселили из Германии в бельгийский Зедельгейм. В этом лагере для военнопленных находилось около 12 тысяч латышских легионеров.
За эти годы с момента установки памятника власть в самоуправлении Зедельгейма изменилась. Да и местные жители, вникнув в суть вопроса, тоже начали усиленно протестовать против нахождения данного памятника на их территории. По итогам проведенного симпозиума историков было рекомендовано этот "улей" или снести, или переместить в другое место.
После этого часть латвийских политиков подняли настоящий вой. Правда, главным образом внутри Латвии — видимо, уже начали свою предвыборную кампанию. Заявление в защиту памятника сделало Латвийское объединение регионов, евродепутат от "Нового Единства" Инесе Вайдере, а затем со своим грозным заявлением выступила партия TB–Visu Latvijai!, которая стало цитировать… декларацию сейма о латышских легионерах от 1998 года.
Спрашивается: а какое отношение Бельгия и самоуправление Зедельгейма имеет к некому политическому документу, принятому сеймом 23 года назад?
Извините, но это для части латышского истеблишмента бывшие легионеры СС — чуть ли не борцы за свободу и независимость Латвии. Для Бельгии же и ее граждан легионеры — хоть латышские, хоть эстонские, хоть немецкие — это солдаты, которые служили фюреру.
Бельгия находилась под нацистской оккупацией долгих пять лет — с 1940 года. Бельгийцы натерпелись от нацистов, как говорится, будь здоров… Латышские легионеры до последнего сражались на стороне гитлеровцев. Они же в Зедельгейм попали не из Латвии, а из Германии.
Министр культуры ЛР Наурис Пунтулис в своем заявлении выразил недовольство попыткам возложить на легионеров коллективную вину за Холокост. Глава минкульта, видимо, что–то перепутал: бельгийская общественность про коллективную ответственность за Холокост даже не обмолвилась. Просто жители Зедельгейма не считают, что на их земле должен стоять памятник нацистским коллаборационистам.
Даже если часть легионеров была принудительно мобилизована.
Кстати, среди находившихся в лагере легионеров были и бывшие члены команды Арайса, и бывшие полицаи, которых в 1943–1944 годах присоединили к созданным двум дивизиям латышского легиона. Один из военных преступников и членов команды Арайса — Арнолдс Лаукерс — оказался именно в Зедельгейме и был выдан Советскому Союзу. Он умер в тюрьме… Видимо, памятник таким "пчелам" жителям Зедельгейма не нужен.
Эдуард ЭЛЬДАРОВ.