Что выяснилось: сократить количество чиновников так и не удалось. Зато удалось повысить им зарплаты. Причем к эффективности их работы это не имеет отношения, считают ревизоры. И получают они больше, чем специалисты в частном секторе.
Далее мы несколько подробнее расскажем обо всем этом.
Как было 60 тысяч, так и есть
Член совета Государственного контроля и директор 4–го ревизионного управления Инга Вилка указывает в связи с реформой: сокращение числа занятых в государственном управлении — самую громкую часть плана реформ — следует рассматривать как элемент маркетинга, а не как значимое изменение.
Обещанный формальный показатель — сокращение численности работников на 6% — даже превышен (за три года сокращено 3,2 тыс. ставок, или 7,6%). Однако за счет исключений и создания новых должностей численность работников государственных бюджетных учреждений за время реформы существенно не изменилась — до и после реформы в них работает около 60 тысяч человек.
В частном секторе зарплаты ниже
Инга Вилка также констатирует: Государственная канцелярия заявила общественности, что оплата труда в государственном управлении, особенно для руководителей высшего звена, значительно отстает от частного сектора. Однако данные Центрального статистического управления о средней заработной плате указывают на иную картину.
"К сожалению, обещание увязать уровень вознаграждения руководителей высшего звена с показателями эффективности не было выполнено, и мероприятия по повышению ответственности не было проведено. Не утверждена даже задуманная инструкция по стратегиям деятельности учреждений, и соответственно не у всех министерств и их ведомств такие есть. И хотя в плане реформ указано, что он должен быть разработан таким образом, чтобы не увеличивать бюджетных расходов, ясно, что после внесения поправок в Закон об оплате труда он не увенчается успехом".
Что еще констатирует Госконтроль: поддержка правительства и премьер–министра в реализации плана практически отсутствовала. Самая большая поддержка была связана с инициативой по повышению оплаты труда государственных служащих, которая поначалу была отложена. В рамках госбюджетного пакета также предложены поправки в закон, предусматривающие возможность повышения заработной платы должностным лицам государственного управления.
Медленно и печально
"После ревизии приходится критиковать как сам план реформ, так и его реализацию", — констатирует Инга Вилка. Взять хотя бы критерии эффективности. В рамках реализации плана были предприняты различные меры и действия и достигнуты некоторые из формально определенных показателей эффективности, но "продвижение к цели, поставленной в плане, было неубедительным, мучительным и медленным".
К сожалению, обещание увязать уровень вознаграждения руководителей высшего звена с показателями эффективности не было выполнено, и мероприятие по повышению ответственности не было проведено. "Результаты мероприятий, направленных на повышение экономичности и производительности, не компенсируют увеличение расходов," — указывает Госконтроль в своих выводах.
Промежуточный финиш
Фоном к этому идут цифры, которые сейчас на слуху: резкий рост госдолга Латвии, уменьшение трудоспособного населения и рост количества бедных. Почти четверть населения Латвии сейчас находится на грани бедности, и доля их увеличивается.
В 2019 году риску бедности подвергалось 21,6% населения, а в 2020 году — уже 23,4%. А на фоне Европы у нас второе место после Болгарии. В Литве и Эстонии ситуация лучше (20,9% и 20,7% соответственно), но еще больше отстаем от среднего показателя по Евросоюзу (17,1%).
Как видим, все это никак не соотносится с количеством чиновников.
Для справки
Реформу в госуправлении запустили в 2017 году. Она продвигалась четыре года, затронула 13 министерств и подведомственных учреждений. Но, по мнению ревизоров, результат не достигнут, многие важные пункты плана или не выполнены, или выполнены лишь частично.