С чего бы Эдгарс Ринкевичс ("Новое Единство") в настоящее время вообще задался таким вопросом, который, казалось бы, потонул в военной информационной повестке? А дело все в том, что Латвии в очередной раз приходится сдавать в ООН Сообщение о введении Международного пакта о гражданских и политических правах от 1966 года. И там теме безгражданства уделяется отдельное внимание.
Итого за доковидные шесть лет, 2014–2019 гг., доля неграждан в населении уменьшилась всего–то на 1,8 процентных пунктов — с 12,2 до 10,4 процента.
Количество заявлений на натурализацию плавает чуть выше отметки в 1000, а число получивших гражданство стабильно ниже тысячи, экзамены ведь сдают не все. Хотя благодаря созданной на средства Фонда интеграции компьютерной программе теперь каждый соискатель может пройти онлайновую проверку своих знаний латышского языка, Сатверсме, гимна, истории и культуры, удостоверившись в готовности к сдаче.
А вот что касается детей–неграждан, то с максимального числа их признания гражданами в 2015 году — 598 человек, проходило снижение — 423 человека в 2019 году. В том году в Латвии было учтено 3998 несовершеннолетних неграждан.
Тем не менее МИД интерпретирует ситуацию следующим образом: "Управление по гражданству и миграции (УДГМ) продолжает способствовать процессу натурализации в соответствии с определенным в правовых актах, делая его доступней для групп социально мало защищенных лиц. Каждый отказ УДГМ в натурализации лица имеют право оспорить…"
В документе, направленном в ООН, также указано на нашу особую лингвистическую ситуацию: "Латышский язык является единственным государственным языком в Латвии, что налагает на государство обязанность обеспечить, чтобы любое лицо этот язык могло использовать в быту, получая и распространяя информацию как в частном порядке, так и публично, например, в общении с государственными институтами. Таким образом, в любой сфере жизни государство имеет обоснованные права требовать знание и навыки государственного языка от людей, занятых в областях, затрагивающих интересы общества (например, права потребителей, права пациентов и т. д.), чтобы обеспечить права каждого жителя на коммуникацию на государственном языке и чтобы у любого лица была бы возможность на государственном языке выразить свое мнение и включиться в демократические процессы".
Скорее всего отчет для ООН готовился до принятия пакета решений по беженцам с Украины. Последние внесли свежую струю в устоявшуюся языковую политику — оказывается, теперь документы о знании госязыка для трудоустройства вовсе не обязательны. Эксклюзивные права спасающимся от войны даны на год.
Какое влияние окажет "украинская волна" на практическую жизнь в Латвии, покажет ближайшее время…