"Это порождает огромное недоверие"
"Я по национальности наполовину русский, наполовину украинец, — начал председатель комиссии Вячеслав Домбровский. — Хотел бы все списать на режим, отделить Владимира Путина от русского народа, но это трудно, так как 70% россиян, по опросам, поддерживают военные действия, а в Латвии открыто это делают 20%".
— Я был чрезмерным либералом, — признал господин Домбровский. Его беспокоит то, что в Youtube доступны все ток–шоу Владимира Соловьева (что было продемонстрировано на экране компьютеров участвовавших удаленно депутатов) — и как на этом фоне можно говорить об эффективности запретов российских пропагандистских каналов?
Министр культуры Наурис Пунтулис (национальное объединение) удивил — война не имеет этнического измерения, она даже не про Россию и Украину.
Это — "война между двумя философиями", т. е. имперской и демократической.
Задача государства Латвии, по словам министра, обеспечить, чтобы все жители страны жили в одном медиа–пространстве. Этому нас учат и Сатверсме, и основополагающие документы интеграции — то есть на основе латышского языка, единых учебников и новостей.
— Только единое образование и единая информация, — подчеркнул господин Пунтулис. Поэтому он не может поддержать выделение 500 тыс. евро для развития СМИ, в т. ч. на создание канала для нацменьшинств.
В свою очередь, Кристерс Плешаковс, глава отдела медийной политики минкульта, раскрыл впечатляющую цифру: 68 телеканалов было закрыто в ЛР за последнее время.
— Мы соблюдаем закон, Латвия в правовом поле не может сделать больше, — оправдывался за соловьевские происки глава Национального совета по электронным СМИ Иварс Аболиньш. — В интернете ликвидировано 20 интернет–сайтов, где были запрещенные каналы, а также 40 сайтов, передающих враждебную информацию.
"Всех пьяных шоферов тоже не можем поймать", — выдвинул сравнение господин Аболиньш.
"Культурный шок" пережили и латыши
В качестве альтернативы в кабельных сетях появилась "Украина–24". Русский язык из пакетов вовсе не ушел, разные операторы предлагают до 70 каналов.
Вообще контент кабельного ТВ был в последнее время "очень русским". Поэтому сейчас общество, в т. ч. и латышские телезрители, лишившись любимых фильмов и шоу, переживает "культурный шок", который со временем пройдет, и появится "лояльное к государству содержание".
Также, добавил И. Аболиньш, по согласованию с государственной полицией будет проводится "реальная война" против ТВ–нелегалов.
В стране имеется около 700 тысяч человек, воспринимающих информацию на русском языке. Что же для них предлагают ныне общественные СМИ? По данным К. Плешаковса, LTV7 c 24 февраля вернуло русские новости, и их смотрят 39 тыс. человек, из коих, правда, 10 тыс. латышей. Недельная аудитория LR4 куда больше — 170 тыс. человек. Прием "Домской площади" обеспечивается на 52,7% территории Латвии.
— Вирус нельзя изгнать из интернета, — констатировал по поводу присутствия в сети неприемлемых передач глава Комиссии сейма по правам человека и общественным делам Артусс Кайминьш. Он предложил
объединить в единый канал украинское ТВ, выходящие на русском языке на Западе продукты, и вот вам новое СМИ, причем за приемлемые деньги.
— Нужно работать с тем, что есть, — рассудил В. Домбровский. И так как аудитория воспринимает информацию на русском, то одними запретами не обойдешься. Н. Пунтулис также признал, что LTV7 подняло рейтинг. Однако все ж "нельзя диссонировать с политическими документами"!