Из говорящих в семье по-русски жителей Латвии 40 % осуждают действия России в Украине, но большинство из них - 60 % - не поддерживают снос памятника в парке Победы, о чем свидетельствует опрос SKDS.
С опросами дело обстоит так, что надо учитывать морально-психологическое состояние населения: не все отвечают честно, боясь, что, по российскому образцу, их ответ впоследствии может оказаться показателем лояльности к латвийскому государству. Это, конечно, бред, но так склонны думать многие русскоязычные, которых, видимо, лучше и корректнее называть русской этнической группой в Латвии.
Надо полагать, поддержка Путина и российской агрессии в Украине все же больше, чем показывает SKDS.
Вопрос о сносе оккупантского памятника все же немного иной - он вряд ли свидетельствует о нелояльности к Латвии. Латвийским русским больно от того, что памятник будет снесен. Они его связывали с великой победой над нацистской Германией. Однако им придется принять ту реальность, которая есть, - оккупантский памятник будет снесен. В этом процессе не может быть, а точно будут провокации. Надеемся, латвийские правоохранительные органы справятся с ними.
Латвийским русским, особенно тем, кто долгие годы жил в чаду российских пропагандистских телеканалов, нелегко принять реальность, что Россия в Украине убивает гражданское население, убито около 400 детей, разрушены школы, заводы, больницы. Для них это шок. Они все время будут пытаться защитить свою психику отговорками и попытками оправдать действия России и Путина. Надо иметь в виду: это в природе человека - не хотеть чувствовать себя наивным придурком, который верил в один миропорядок, но оказалось, что мир рухнул. Латвийские русские моментально стали бы патриотами Латвии, если бы российские танки лупили снарядами по "Китайской стене" в Зиепниеккалнсе, однако такая возможность - лишь воображаемая. Слава богу, что воображаемая.
Вот и продолжает немалая часть латвийской русской этнической группы жить иллюзиями, что Россия могуча, Путин могуч и делает все правильно.
Обзывать эту часть населения "пятой колонной" можно, но не все так безнадежно. У простого латвийского русского в голове еще должны произойти некоторые перемены. Столкнувшись нос к носу с реальностью (российскими зверствами), он поначалу будет шокирован, потом будет искать оправданий в российской пропаганде. В конце концов, может быть, он смирится с фактами и примет их. А может быть, и не примет.