Кто больше?
Но и это еще не все. Пока все обсуждали предложение об экономии природного газа на 15 процентов, был упущен из виду главный сигнал Брюсселя: всем странам ЕС приказано до сентября разработать свой план действий в чрезвычайных условиях.
В переводе на простой язык это означает, что каждая страна ЕС должна уже сегодня начать готовиться к часу икс, то есть к резкому сокращению — или, точнее, к острой нехватке — газа и, возможно, других энергоресурсов. Каждая страна должна продумать, как реагировать на эту ситуацию и как обеспечить в условиях нехватки того же газа функционирование предприятий и других стратегически важных структур.
Опять ЧС на нашу голову?
С учетом недавней пандемии жителям Латвии уже не привыкать к чрезвычайным ситуациям. Достаточно сказать, что за два пандемийных года в стране трижды вводился режим ЧС, и совсем мало не хватило, чтобы страна не была переведена вообще на особое положение — в случае тотального локдауна с ограничением передвижения.
Таким образом, жители ЛР едва ли будут сильно удивлены, если в связи с энергетическими проблемами в стране будет объявлена чрезвычайная ситуация. Впрочем, закон «О чрезвычайной ситуации и особом положении» позволяет вводить и ограниченный режим ЧС, то есть ЧС в какой-то отдельной отрасли — в данном случае минэкономики может предложить правительству объявить ЧС в энергетике.
Какие же должны быть предпосылки для такого режима ЧС и что это будет означать на практике?
Первое условие — острая нехватка природного газа как для предприятий, включая коммунальные, так и для домашних хозяйств. Такая ситуация не исключена, но, видимо, она может возникнуть не раньше декабря. Во всяком случае, власти еще недавно нас уверяли, что запасов газа, который сейчас усиленно закачивается в Инчукалнское газохранилище, на начальный этап отопительного сезона хватит. Проблемы могут возникнуть к концу года или в начале 2023-го, если эстонский терминал сжиженного газа в Палдиски вовремя не вступит в строй или нам по каким-то причинам этот газ не достанется — например, его не смогут перекачать в Латвию по специальному трубопроводу.
При таком плохом сценарии может быть ограничена подача газа для юридических лиц. Скорее всего, дефицит газа домашние хозяйства не затронет. Хотя бы потому, что домашние хозяйства в Латвии потребляют относительно мало газа, к тому же постоянно уменьшается число клиентов «Латвияс газе» — люди переходят на электроплиты.
Второе условие — нехватка электричества. Уже сейчас из-за погодных условий растет дефицит электроэнергии, что приводит к еще более резкому повышению стоимости электричества. Зимой эта ситуация может стать очень тревожной, и тогда экономить придется на всем, в том числе, как это уже делают многие самоуправления, на освещении улиц.
Третье условие — если тарифы превысят все самые мрачные прогнозы, и государство уже не сможет компенсировать даже обещанное увеличение тарифа сверх установленного потолка.
Введение ЧС в энергетике будет означать, что государство действительно сможет ограничить поставки энергоресурсов, заставив поставщиков ввести соответствующий режим экономии.
Снизить налоги и заморозить тарифы
Кстати, оппозиционные силы уже вышли со своими антикризисными предложениями. В частности, они предусматривают отмену НДС на энергоресурсы и даже введение фиксированных тарифов. Впрочем, едва ли правительство — по крайней мере нынешнее — на это пойдет.
Примечательно, что правящие политики даже в период предвыборной кампании не смогли удержаться от соблазна подготовить население к возможным неприятным сюрпризам. Так, на днях один из сеймовских депутатов, представляющих правительственную коалицию, предупредил о возможных непопулярных мерах — в частности, он допустил снижение температуры воды в водопроводах.
Ну что здесь можно сказать? Только то, что слуги народа сами весьма слабо осведомлены о том, как работает критически важная инфраструктура и как лучше обеспечить реальный режим экономии. Что ж, поясним парламентариям.
Холодненькая пошла
Во-первых, снижать температуру воды совершенно бессмысленно — все равно будут тратиться средства на обеспечение циркуляции этой воды. А во-вторых, существуют правила Кабинета министров, принятые на основе заключения эпидемиологов, которые четко определяют, что «управляющий жилым домом обязан постоянно обеспечивать температуру горячей воды на выходе из теплообменника не ниже плюс 55 градусов»! И это требование — не какой-то каприз. При более низкой температуре есть риск стремительного размножения легионелл — бактерий, вызывающих тяжелую пневмонию.
Если уж пытаться экономить горячую воду, то тогда лучше на основе общей договоренности жильцов отключать горячую воду в определенные часы — например, в рабочие дни с 10.00 до 17.00. Это будет реальная экономия.
Кстати, во многих многоквартирных домах, по крайней мере в Риге, где установлены современные системы удаленного доступа, можно уже сейчас регулировать зимой температуру отопления. Только жильцы должны будут принять коллективное решение о снижении температуры. Остается надеяться на то, что грядущая зима будет не столь суровой.
Брюссель нам поможет
Так или иначе, но все страны ЕС, включая, разумеется, Латвию, втайне надеются на то, что будет создан еще один фонд — теперь уже для преодоления энергетического кризиса, и средства этого фонда как раз пойдут на субсидирование тарифов и обеспечение вожделенной энергетической независимости от России.
Не исключено, что часть средств этого фонда будет выдаваться не как гранты (то есть, по существу, безвозвратная субсидия), а как кредит. Но и это будет весьма выгодно, учитывая, что такие кредиты — от имени Евросоюза — обычно даются под очень символические проценты. Дешевое кредитование нынче становится очень актуальным, учитывая, что Европейский центробанк впервые за последние 15 лет повысил базовую процентную ставку.