Восемь лет назад американка латышского происхождения Инесе Апеле выразила желание передать холм Гайзинькалнс в дар государству. Поскольку ряд обязательных условий, таких как строительство смотровой башни, скульптура Талавского трубача и создание солнечных часов, стоили бы не менее восьми миллионов евро, государство годами пыталось добиться смягчения требований. Однако сторона дарения не сдавалась. В октябре прошлого года Апеле умерла.
"Переговоры фактически не продолжались в течение некоторого времени. Она была не единственным владельцем. Было несколько совладельцев. Она была одной из них. У нас не было никаких новых предложений за последние полгода, никакие переговоры не продолжались», - рассказала Директор Департамента охраны природы Министерства охраны среды и регионального развития Дайга Вилкасте.
Части Гайзинькалнса покойной Инесе Апеле теперь поделены между двумя братьями и сестрой, проживающими в США, которые и ранее были совладельцами холма. Учитывая, как долго государство отказывалось принять дар, возникает вопрос – будут ли оставшиеся наследники по-прежнему заинтересованы в том, чтобы передать высшую точку Латвии в дар государству или продадут ее какому-нибудь миллионеру.
«В этом месяце, в августе, дело о наследстве будет завершено, и тогда наследники будут оценивать варианты того, что делать дальше с имуществом. Разумеется, наследники учтут и пожелание Инесе Апеле подарить холм стране. Когда свидетельство о праве на наследство будет на руках, станет понятно, что семья Апеле захочет сделать с этим имуществом», - уточнил присяжный адвокат Матис Давис Кукайнис.
Адвокат, представляющий наследников, отмечает, что желание купить Гайзинькалнс ранее изъявила компания, связанная с миллиардером Юрием Шефлером, которая скупила сотни гектаров недвижимости вокруг холма.
«Он не связывался со мной «напрямую», но звонили его представители. Последние десять лет мне время от времени кто-то звонит и спрашивает, не хотим ли мы продать, но ответ всегда был – нет. Хочу напомнить, что Инесе и ее семья – патриоты Латвии. В ближайшие месяцы будет ясность», — объяснил Кукайнис.
Мадонская краевая дума обеспокоена - если Гайзинькалнс будет продан кому-то в частную собственность и там будет установлен знак "частная собственность", то владельцы имеют полное право не пускать туда посетителей.
"В принципе, да. Если это их собственность, они могут делать, что хотят, в рамках закона. Могут никого не пускать. Действительно! Я допускаю, что наследники национально настроены. Маловероятно, что они пошли бы на такую сделку. Гайзинькалнс должен принадлежать государству или самоуправлению», — уверен заместитель исполнительного директора Мадонской краевой думы Арис Вилшкерстс.
Государство было бы готово принять в дар холм Гайзинькалнс, если бы наследники отказались от категорических требований. Не только дорогих в плане денег, но и тех, которые сложно реализовать с точки зрения управления, например, что наверху никогда не должна играть музыка на русском языке.
Министерство юстиции ранее выражало озабоченность - если государство построит смотровую башню за несколько миллионов евро, но не сможет обеспечить музыку только на латышском языке, дарители смогут подать в суд на возврат земельного участка. Даже при частично выполненном грантовом соглашении государство может потерять вложенные средства. Это причина, по которой государство до сих пор не приняло подарок.