Никаких дополнительных мотивационных мер правительство предпринимать не собирается, только лишь констатирует удручающую статистику.
Для сегодняшнего заседания Кабинета министров шеф МВД Кристапс Эклонс ("Развитию/За!") обобщил данные, согласно которым с момента начала натурализации 27 лет назад гражданство ЛР получили 148 612 человек. Наивысший пик имел место в 2006 году — 16 439. Затем началось падение — и с 2014 года количество лиц, сдавших экзамены, не превышало тысячи в год.
Минимум был достигнут в прошлом году — всего 419 человек, что более чем вдвое меньше, чем в самом начале, в 1995 году. Но тогда имели место т. н. "окна натурализации" — то есть ограничение по числу.
В этом же году пока насчитали 300 человек, принятых в граждане. Что предполагает крохотный рост в 2022 году по сравнению с прошлогодним показателем.
Возможно ли коренное изменение ситуации? В свое время Управление натурализации под руководством Эйжении Алдермане предприняло титанические усилия по популяризации латвийского подданства, что, как мы видим, увенчалось реальным успехом.
Однако, по–видимому, правящие спохватились — прием в граждане русскоязычной массы повышает шансы на выборах у оппозиционных партий, и потому решили это дело не разгонять сверх меры.
Кстати, и результат не замедлил себя ждать — с середины 10–х гг. XXI века постоянный прирост голосов, отданных за "русские" политические силы, прекратился.
Теперь же натурализация сохраняется как формальный институт, но не носит более характера системных перемен. Государство вполне ясно артикулировало свое равнодушное отношение к нелатышам и ничуть не желает менять сформировавшегося в правящей коалиции де–факто отрицательного консенсуса к расширению круга граждан.
Так или иначе, правительство подготовило очередной проект решения "О принятии в гражданство Латвии в порядке натурализации", в которое включены 27 человек, в т. ч. один несовершеннолетний. Более трех четвертей претендентов по национальности русские, есть также украинцы, белорусы, литовцы, поляки. Большая часть имеет высшее образование.
Характерно, что проверкой соискателей гражданства занимались 13 (!) ведомств — из коих ваш автор с интересом обнаружил такие редко упоминающиеся в публичном пространстве структуры, как Уголовно–следственное управление Государственной пограничной охраны, Фонд материальной помощи МИД и Администрация фонда гарантий средств содержания минюста…
Само же решение Кабинета министров содержит "информацию ограниченного доступа" — то есть граждане ЛР так и не смогут узнать, кто присоединяется к их сообществу. А ведь говорится, что власть принадлежит народу.