По самому названию понятно, что день назван в честь Михаила — архистратига, архангела, небесного воина, поражающего копьем змия. Однако по факту это лишь христианизированный языческий день осеннего солнцеворота, равноденствия. Урожай собран, пора готовиться к зиме, потому и угощение сытное — барашек и подсвинок.
Девушки связывают снопы последней косьбы, и наступает время велей — по–славянски дедов, дзядов. Поминают души усопших, посвящая им яства и ритуалы у мест захоронений. Такие же, как Микельдиенас, крестьянские торжества, есть и у славян по всей Европе — от белорусов до сербов.
Среди групп гуляющего народа бродили на привязи добродушные шерстистые овечки, конечно же, никто их не бил. Угощение же имело широкий диапазон — от ржаных пирожков со шпеком по евро штука до вареных раков. Увы, привозных, а не из близлежащего озера Юглас — там, несмотря на роскошные камыши и аир, экология уже не та.
Попробовать себя в ремеслах можно было в Курземском и Видземском дворах, где вышивали и лепили из глины. Весьма мелодично выступали фольклорные ансамбли Kokle и Garataka, проходили состязания по метанию мешка с овечьей шерстью, ну а по части торговли всех сделали латгальцы.
Ремесленники привезли кожаные онучи и серебряные роты, плетеные корзины и вино из плодов Латгалии. Разумеется, все виды копченостей и сыров, медов и хлебов. Особой же популярностью пользовался антикризисный овощной супик, который доброжелательные повара наливали всем желающим.
Такой вот в черте Риги есть уголок традиций — и через пару лет ему будет ровно век!