Наследство утеряно
По социальным сетям видно, что многие жители страны вновь озаботились своей безопасностью. «Где наши бомбоубежища? Куда бежать? Где спасаться?» – раздается глас народа.
Увы, хороших новостей как не было, так и нет. Ответ на вышеуказанные вопросы был дан латвийскими властями еще в самом начале войны. Правда, как-то вполголоса, стыдливо, что ли. Суровая правда в том, что бомбоубежищ в Латвии практически нет. В советское время их было немало, в основном ведомственные – при заводах, НИИ, органах партийной и исполнительной власти, прочих учреждениях.
Однако после восстановления независимости эти объекты медленно приходили в негодность, часть была демонтирована, часть разграблена и т.д. В общем, с этим советским наследством произошло то, что и со всем остальным.
Недавно стало известно, что по состоянию на 2008 год только 5% населения могли укрыться в разного рода убежищах на случай войны. Поскольку это последние имеющиеся данные, то можно смело предположить, что к нынешнему времени процент пригодных к эксплуатации объектов стал еще меньше. Ни государство, ни самоуправления никаких действий по восстановлению подобных объектов не проводили, а значит, они могли только деградировать и разрушаться.
Проще сбить?
С начала войны в Украине прошло уже несколько месяцев. Теоретически, за это время можно было бы как-то позаботиться о защите населения страны. Увы, этого не произошло. Такой вывод можно сделать из недавнего интересного интервью в издании Neatkar?g?.
Замначальника Государственной пожарно-спасательной службы Мартиньш Балтманис поведал, что в 2008 году правительство приняло решение полностью отказаться от содержания кое-где оставшихся бомбоубежищ и отменило какие-либо нормативные акты в данной сфере. Однако после начала войны чиновники проблемой защиты населения все-таки озаботились и начали соображать, что делать. Нет, до строительства укрытий дело пока не дошло и непонятно, дойдет ли. Часть ответственных лиц считает, что вместо строительства убежищ было бы лучше приобрести... системы ПВО.
Действительно, вроде логично. Зачем прятаться от ракет, если эти ракеты можно сбивать в воздухе? Но, увы, по той же украинской войне мы знаем, что ПВО не может сбить все ракеты, еще хуже она справляется с дронами-камикадзе. Некоторые из ракет, кстати, нельзя уничтожить в принципе. Кроме того, существует и артиллерийский огонь, против которого бессильны подобные системы защиты.
Трое суток ожидания
Нынешний латвийский план на случай войны предполагает, что жители собирают тревожные чемоданчики и ждут сигнала властей, куда бежать, где спасаться. Ждать следует 72 часа, то есть трое суток. Как-то долго для современного уровня развития вооружений и скромных размеров нашей страны, не так ли? В течение этого срока власти должны сообщить, куда эвакуироваться, а не где прятаться. Причем куда именно следует отправиться, или же все-таки повезут, тоже никому не известно.
Так что исходя из эти вводных, скорее всего, план спасения должен быть у каждой семьи свой. Сидеть 72 часа под бомбами в многоэтажке, ожидая, что кто-то придет и спасет, наверное, не самое приятное занятие.
Нет ни того, ни другого
Ну а пока мы остаемся и без ПВО (почти) и без убежищ. Испания недавно привезла в Латвию свою батарею комплексов ПВО средней дальности норвежского производства NASAMS. Это лучше, чем ничего, но явно недостаточно для того, чтобы прикрыть всю страну. Известно также, что Минобороны ЛР договорилось с Эстонией о совместной покупке систем ПВО средней дальности, но когда это оружие поступит в страну, пока неизвестно. Явно не в ближайшие месяцы.
Война в Украине показала, что разрушить многоэтажный дом не могут, за редким исключением, даже прямые попадания. Об этом специалисты говорили и раньше. Внутри все выгорает, но коробка не складывается.
В Украине еще до войны кое-где оборудовали в подвалах убежища, и они спасли много жизней. Но для этого крайне желательно делать в подвале многоэтажки запасные выходы. Не бог весть какие инвестиции, но пока в Латвии даже об этом варианте никто не думает. Авось пронесет – похоже, это наша главная концепция гражданской обороны на сегодняшний день.