Но внешние бури удивительно сказались на "блошиннике" — он не только не прекратил существование, но и обретает новую популярность!
"Когда совсем плохо с деньгами"
Символично, что главная барахолка Риги расположена вблизи одного из немногих топонимов, коим, похоже, не грозит переименование. Ибо господин Садовников, чьим именем названа ближайшая улица, родился в год Великой Французской революции в нашем городе — так что коренней не сыскать. Прожив до начала Крымской войны (сейчас бы заметили — Первой!), Фирс Мироныч все свое купеческое состояние завещал в странноприимный дом, или, как бы сейчас сказали, хоспис и хостел в одном флаконе. И вот в таком намоленном месте сейчас кружит снег, переминаются продавцы, а прямо у базара на улице Фирса Садовникова можно запарковаться на целый час бесплатно. Ну где еще такая благотворительность в столице Латвии?
Мой гид и собеседник, кряжистый мужчина средних лет в военизированной куртке — Янис, знает все, что и где можно отыскать на "Лагалочке". Разумеется, осведомлен и о том, что — нельзя, но очень хочется… Так или иначе, огромный самогонный аппарат — можно приобрести самовывозом хоть прямо сейчас! Моментально находим штыревую зарядку для моей старинной кнопочной нокии, где еще сохранились фото сына во младенчестве. Электронный антиквариат тут — на музей хватит. От ламп, стоявших в советских ЭВМ, до первых моделей айфонов.
— Люди несут вещи, которые ранее не хотели отдавать, — констатирует торговец. — Но сейчас, видимо, настал момент, когда совсем плохо с деньгами…
Так что отловить на этом базаре можно вещь из любой товарной группы, или даже из того, что не продается в принципе. Скажем, где в Риге приобрести в личное пользование противогаз? А тут, пожалуйста, целая гамма на выбор.
Мастеру в помощь
Прежде всего, конечно, "Латгалочка" — для тех, у кого руки из правильного места растут. Огромное количество инструментов и приборов, выпущенных в эпоху социализма, все еще находится в рабочем состоянии — а вот комплектующие, расходные материалы под них уже не выпускают, по крайней мере в Латвии.
— Резцы, сверла, молотки, пассатижи, тиски… Спрашивают приспособления для кузнечного и кожевенного дела, для резьбы по дереву, — перечисляет Янис.
Конечно же, барахолку не преминет использовать и квалифицированный водопроводчик старого закала. Здесь можно отыскать любую нестандартную сантехническую арматуру, в общем, то, что именуют метизами — металлическими изделиями.
— Порой не хватает одного болтика, и не работает, к примеру, швейная машинка. А у нас он есть!
Медаль за город…
Огромное количество наград — вот что бросается в глаза в ассортименте "Латгалочки". Этично ли это — продавать медали, полученные за бой, за труд? Продавец Янис настроен философски:
— Люди умирают. Медали остаются. Для родственников они — порой — не представляют никакой ценности, кроме материальной.
"Так пусть хотя бы достанутся настоящему коллекционеру, ценителю старины", — рассуждают те, кто регулярно встречает и желающих поскорей получить несколько евро за символ прошлой эпохи, и тех, кто разыскивает "профиль Сталина". Крутые раритеты тут не попадаются — ведь орден, за который могут отвалить сотни или даже тысячу евро, пойдет в аукционный дом. Уровень "Латгалочки" — низовой, однако и среди мелочевки порой вполне реально встретить диковинку. Ибо те же значки в Союзе выходили от самых невероятных организаций, десятками тысяч видов!
— Люди часто ищут среди всего этого оригинальные подарки, — демонстрируют мне товар лицом. — Ну, скажем, такой действующий термометр в виде старинной башни. Или этот маленький самолетик, на котором летчиков "вручную" учили приемам высшего пилотажа. Любители разыскивают экземпляры советских "воронежских" моделек автомобилей. Востребованы и старые самовары на углях, что им сделается. Популярны всевозможные бинокли — от театральных до военных.
В лавке, куда мы зашли, есть целый стенд с приборами — нивелир, коему не менее полувека, соседствует с небольшим телескопом, возрастом уж точно столетним. Рядом прицел от пушки и телескоп от американского танка Sherman, поставлявшегося нашей армией союзниками из США.
Оптическую линию расширяет фотоаппаратура. Вижу редкий для этого места ценник — 50 евро! Что это у нас? Камера "ФЭД–5", названа в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского, ибо изначально этот бренд собирался в исправительно–трудовой колонии для несовершеннолетних преступников. Конкретно эта модель выпускалась до года восстановления независимости Латвии включительно, в украинском Харькове. Так что для любителей винтажного пленочного фото дальномерный агрегат — самое то!
В ожидании иностранных гостей
Цена этом на базаре чаще всего — договорная. Самый излюбленный клиент "Латгалочки", конечно же, иностранец. Тот смелый турист, который внимательно ознакомится с информацией о Риге и не побоится перейти в ту часть города, которую посещают лишь редкие путешественники. Однако и на блошиный рынок добираются скандинавы и англичане, испанцы и финны. И даже из экзотического Сингапура!
— Недавно были молодые люди атлетического телосложения с короткими стрижками, говорившие по–английски с американским акцентом, — рассказывает владелец лавки. – Интересовались вещами военной тематики.
"Не выбрасывайте старые вещи! — призывает Янис. — Лучше к нам приносите. Мы дадим им вторую жизнь. В субботу–воскресенье у нас — аншлаг".